Федералная контрактная ситсема — базис для развития новых институтов госзаказа

Больше свободы, больше ответственности. Под таким лозунгом прошёл «круглый стол», собравший всех заинтересованных специалистов (по инициативе Комитета по земельным отношениям и строительству Государственной Думы ФС РФ) в конце мая. Цель мероприятия – всесторонне обсудить законодательство, связанное с переходом на принципы Федеральной контрактной системы.

Напомним, законопроект № 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» (в части регулирования государственных и муниципальных закупок) был внесён на Охотный ряд Правительством РФ. Сегодня документ проходит всестороннее изучение и обсуждение с участием законодателей обеих палат Федерального Собрания, представителей органов исполнительной власти, администрации Президента РФ, Счётной палаты РФ.
Заместитель министра экономического развития Михаил Осеевский утверждает: «Законопроектом регламентирован весь закупочный цикл: планирование и прогнозирование государственных и муниципальных нужд, формирование и размещение заказа, исполнение контрактов и приёмка контрактных результатов, мониторинг, аудит, надзор и контроль, в том числе и общественный». Но в таком случае, по его словам, нужно вводить «строгости» в Кодекс об административных правонарушениях в отношении «деятельности или бездеятельности» чиновничества.

Заметим, что проектом закона о Федеральной контрактной системе вводятся новые способы закупок, позволяющие учитывать особенности отдельных видов приобретаемой государством продукции: двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием и запрос предложений. В идеале ФКС призвана стать базисом для развития новых институтов госзаказа. В принципе, считает замминистра экономического развития, здание документа возведено основательно, а недоделки можно ликвидировать впоследствии рядом подзаконных актов.

Однако законодатели с этим не согласились. Например, проектом закона закрепляется обязанность проводить открытые аукционы в электронной форме по перечню, утверждённому правительством РФ. Таким образом, пресловутые электронные аукционы останутся доминирующими в госзакупках. «Можно сделать вывод, что преимущественной формой закупки останется электронный аукцион со всеми присущими данной процедуре недостатками, в том числе программного и технического характера», — отметил председатель профильного Комитета. Между тем, считает депутат, документ так и не сделал заказчика более свободным в действия. А это надо бы сделать и под «расширенный либерализм» подвести более основательную базу ответственности за достигнутый результат.

Действительно, планирование закупок и отбор поставщиков отныне будут находиться под строгим контролем, но как быть с тем, что в законопроекте нет нормы об ответственности заказчика за недостижение результата закупки?

Этот пробел, по мнению депутатов, должен быть устранён ко второму чтению.

В отношении подзаконных актов, коих МЭР планирует два десятка, также прозвучала критика: их отсутствие или недоработка затормозят работу по госзаказу. На то он и закон, чтобы максимально полно учесть все возможные ситуации и чаяния всех возможных участников.

В ходе «круглого стола» были выработаны рекомендации. Так правительству РФ рекомендовано сверстать оптимальную оргструктуру с чётким распределением полномочий между ведомствами.

Государственной Думе же рекомендовано до конца весенней сессии рассмотреть два вопроса: о внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в части уточнения требований к документации об аукционе и извещения о проведении запроса котировок при размещении заказов на поставку лекарственных средств) и о внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в части уточнения способов размещения заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства).

Собственная информация