Трагедия в «Алых парусах»

Как это было

Журнал «Лифтинформ» продолжает освещать ход судебного процесса по делу электромеханика по лифтам Алексея Белоусова, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 238 Уголовного кодекса Российской Федерации (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни потребителей, повлекшее по неосторожности смерть человека).

На заседании 18 апреля государственный обвинитель при оглашении обвинительного заключения озвучила детали трагического происшествия.

По версии следствия, Белоусов А.О. 13.01.2016 г. не позднее 14.00 (точное время не установлено) рассмотрел заявку диспетчера обслуживающей организации – ООО «ДС Эксплуатация» – о наличии неполадок в работе лифта «OTIS» модели «Европа 2000» серии «Z» № 146316, установленного в корпусе «Б» дома № 79 по ул. Авиационная.

Электромеханик произвел осмотр лифта в режиме «Ревизия», не установил причину неисправности и возвратил его в режим нормальной работы – основной эксплуатационный режим для перевозки грузов и пассажиров.

14.01.2016 г., в точно не установленное время, в период с 11.15 до 13.30 пострадавшая – Ирина Володина, находясь на 8 этаже указанного дома, проследовала к лифту и нажала кнопку вызова. По прибытии лифта двери автоматически открылись, женщина вошла в кабину и нажала кнопку первого этажа. Когда двери кабины и шахты лифта закрылись, кабина начала движение вниз. Преодолев 70 см, кабина встала на ловители из-за нештатного контакта ролика ловителя с направляющими, на которых имелись зазубрины, образовавшиеся в результате более ранних посадок кабины на ловители.

Далее не сработал блокировочный выключатель ловителя, в связи с чем редуктор лебедки лифта не отключился, а вращение канатоведущего шкива продолжилось. В результате началось подтягивание противовеса при неподвижной кабине, что недопустимо, и ослабление ветви канатов со стороны кабины.

При ослаблении ветви канатов со стороны кабины должен был сработать выключатель устройства слабины и подтягивания канатов (СПК), который также должен был отключить редуктор лебедки и остановить подтягивание, однако данная система безопасности тоже не пришла в действие.

Как полагает следствие, имело место нарушение конструкции СПК, что повлекло невозможность нормального функционирования устройства.

Указанный факт привел к несрабатыванию выключателя безопасности ввиду несоприкосновения болта крышки СПК и рычага выключателя безопасности. Таким образом, работа редуктора лебедки и вращение канатоведущего шкива не прекращались, вследствие чего противовес продолжал подтягиваться при неподвижной кабине.

Затем произошло проскальзывание канатов на канатоведущем шкиве редуктора и противовес под собственной массой начал движение по направляющим вниз с ускорением.

Когда противовес выбрал всю слабину каната, образовавшуюся при его движении вверх, канаты натянулись, что привело к резкому динамическому воздействию на блок противовеса, его отделению от рамы противовеса и динамическому воздействию на кабину, направленному вверх. Кабина при этом переместилась вверх на два метра и снова села на ловители. В момент отделения шкива противовеса от рамы противовеса произошла деформация верхней балки рамы противовеса, которая повлекла увеличение зазора между башмаками и направляющими противовеса с последующим выходом рамы противовеса с грузами из направляющих.

После выхода рамы противовеса из направляющих противовес сместился в сторону кабины, ударил в нее, деформировал каркас кабины и пролетел вниз.

В результате И. Володина, находившаяся внутри кабины лифта, провалилась в шахту. При падении на твердую поверхность, а также в результате обрушения на нее деталей лифта она получила комплекс травм тела, несовместимых с жизнью.

Напомним, что подсудимый в Хорошевском районном суде 18 апреля полностью не признал свою вину.

Его адвокат заявил, что его подзащитный был задержан в ночь после произошедшей трагедии — 15 января 2016 года. Таким образом, по мнению адвоката, следствие, не проведя никаких следственных действий, которые позволили бы дать ответ на имеющиеся вопросы, назначило виновного, и дальнейшая деятельность следственных органов была направлена не на установление истины по делу, а на подгонку условий под уже заданное решение задачи.

В ходе ближайших заседаний суду предстоит исследовать доказательства, письменные материалы по делу, провести судебный допрос свидетелей и экспертов.

Дмитрий Иванников