Ульяновск, Нью Йорк, Москва…

Не успела до общественности дойти весть о ЧП 25 апреля с лифтом на улице Шигаева в Ульяновске, в котором находились врачи «Скорой», пожилая пациентка и ее внучка, как чиновники бросились отмазывать причастных к эксплуатации лифта лиц.

Лифт сорвался, тронувшись с шестого этажа дома, где живет пациентка, к которой в связи с приступом вызвали «Скорую». Сорвавшись, застрял между этажами. Пассажиров лифта довольно скоро вызволили, и начались непонятки с тем, кто это сделал. То ли сотрудники МЧС, то ли диспетчер лифта, то ли соседи. Ясности с этим так и не наступило, а на другой день о ЧП все забыли. Кроме, наверное, только участников инцидента. Председатель комитета ЖКХ Ульяновска Андрей Ворожецов и замглавы горадминистрации Сергей Гигирев тут же заявили, что причиной ЧП стал перегруз лифта, грузоподъемность которого 320 килограммов, а в него вошли, дескать, четыре человека.

Версия зыбкая. Для того, чтобы она подтвердилась, все четверо в этом лифте должны были быть не легче 80 килограммов, что маловероятно. Внучка на снимках довольно худощавая, бабушка в ее 86 лет тоже вряд ли весит столько. Про врачей известно лишь то, что они были, как пишут в сети, с чемоданчиками, «которые тоже придавали веса». Гигиреву и Ворожецову возразили, что перегруженный лифт не должен не только падать, но и трогаться с места. До тех пор, пока лишние не покинут кабину. И если в этом лифте такой контроль отсутствовал, он был уже не исправен.

Улица Шигаева — из новых. То есть это не те лифты, которые выпускались в советское время и служили по 40-50 лет, а модели, условно говоря, типа лайт. Если и не брак, то полубрак, в котором прямой вины обслуживающей фирмы, вероятно, нет. Поставили подъемник с родовой травмой, его и обслуживают. И можно предположить, что чем новее лифт, тем ниже его качество и выше опасность для пассажиров. И тем настороженней должно быть отношение людей к жилью в пресловутых высотках, которыми так увлеклись российские застройщики. Пытаясь загнать людей в эти клоповники, они как бы подражают Западу, но в подражании от Запада сильно отстали.

Посмотрите на «город небоскребов» Нью-Йорк. Казалось бы, сплошные башни до неба, но это деловой центр — Манхеттен. В Нью-Йорке же проживает 8,5 млн человек, и основная их масса живет в малоэтажных домах, двух-, трех-, четырехэтажках. И ни сами жители не рвутся в башни, ни власть не пытается их туда переселить. В отличие от нас. У нас эти разные сити, мити и проч. заполонили все более-менее крупные города. Особенно досталось Москве, которую к тому же расширили, налепив клоповников в чистом поле. Они стоят, однако, в основном пустые, поскольку люди поняли, что жизнь в них невозможна, а возможен только ее суррогат. Со всеми страхами, с лифтами, которые либо срываются, либо застревают, с угрозой пожаров, от которых не спасешься и сгоришь дотла либо прыгнешь вниз и разобьешься вдребезги, с рисками остаться без воды и так далее.

Словом, ведомые жаждой наживы застройщики прогорают. Мэру Москвы Сергею Собянину они, вероятно, подсказали гениальную мысль, как ему их спасти. Это — объявить о широкомасштабной программе реновации, сносе старых домов и переселении их обитателей в новые. Идея убивает, казалось бы, сразу много зайцев: заполняет клоповники, освобождает старую Москву с ее золотой землей от жителей, выглядит как подарок москвичам и как козырь Владимира Путина перед президентскими выборами и Собянина — перед выборами мэра столицы, которые состоятся тоже в 2018 году. В общем, все чин-чинарем, если бы москвичи не сообразили, что это грозит им изъятием квартир и выселками неизвестно куда. Сообразив, они заявили о несогласии с планами Собянина и готовятся протестовать.

Власть мгновенно пошла на попятную. Теперь заявляется, что принудительного расселения и сноса домов не будет — только по решению большинства жильцов дома. Мало того, что они посеяли войны между людьми идиотским жилищным законодательством, так теперь хотят устроить еще и грызню сторонников и противников расселения домов. Но собянинское ноу-хау обещает совершенно обратный задуманному эффект, когда население, видя, как власть снимает с него рубашку, решит-таки эту власть сменить. Правда, президент, кажется, догадался, что проект реновации — это олигархическая подстава персонально ему, и появилась надежда на сворачивание этого маразма. И я не исключаю, что пустые высотные дома-призраки их владельцам придется разобрать, как стопроцентный неликвид. Вместе со срывающимися вниз лифтами. И начать строить дома не для клопов, а для людей.

Василий Мельник, май 2017 г.

По материалам simkr.ru