Суд выясняет причины трагедии в «Алых парусах»

Алексей Белоусов: Обучения не проходил, но корочку получил…

Наш корреспондент Дмитрий Иванников передает из зала суда, где продолжается судебный процесс по трагедии в «Алых парусах».

10 июля 2017 года в Хорошевском районном суде г. Москвы был допрошен электромеханик по лифтам Алексей Белоусов, обвиняемый по уголовному делу об аварии лифта в жилом комплексе «Алые паруса» 14 января 2016 года, в результате  которого погиб человек.

 

Как предполагает следствие, именно действия электромеханика в период его работы в ООО «Лифт-гарант» стали причиной трагедии.

Подсудимый показал, что вступал в трудовые отношения с ООО «Лифт-гарант» дважды. Первый раз – с февраля 2014 года по январь 2015 года (уволился по собственному желанию из-за высокой производственной нагрузки). Второй раз он подписал трудовой договор в мае 2015 года, согласившись на новые предложения руководства. До начала следствия электромеханик не предполагал, что подписывал трудовые договоры с разными с юридической точки зрения организациями.

«Никаких профессиональных учебных заведений я не оканчивал, у меня среднее образование – 11 классов.», – рассказал подсудимый.

По просьбе своего адвоката Алексея Васильева он прояснил наличие в материалах дела удостоверения, выданного ему ОЧУ ДПО «Учебный центр «УККОМ-Центр», об окончании этого учреждения по профессии «электромеханик по лифтам».

По словам Алексея Белоусова, на собеседовании, при трудоустройстве в ООО «Лифт-гарант» ему сообщили о возможности пройти обучение на рабочем месте и получить доступ к работе.

Спустя 3-4 месяца работы на объекте под руководством опытного наставника, Алексея Белоусова попросили явиться в офис для получения «корочки» о том, что он прошел обучение с правом допуска к работе. По показаниям подсудимого, лично в учебный центр «УККОМ-центр» он не приезжал. Так же не приезжали ни в офис, ни на место его работы представители центра. Никаких документов для учебного центра, необходимых для проверки знаний в письменном виде, он не заполнял. Курсов повышения квалификации по лифтам «OTIS» модели «Европа 2000» серии «Z» обвиняемый впоследствии не проходил.

После подписания трудового договора электромеханика направили на объекты, не проведя инструктаж и не ознакомив с технической документацией, в том числе, с инструкцией по эксплуатации лифтов завода-изготовителя. О существовании производственной инструкции, устанавливавшей для электромеханика по лифтам обязанность обслуживать лифты в соответствии с документацией завода-изготовителя, он узнал только в ходе расследования.

В процессе исследования судом настоящего дела электромеханик уточнил, какие проблемы имели место накануне катастрофы с потерпевшим крушение лифтом № 146316 13 января 2016 года. После поступления сообщения от диспетчера о неработающем лифте в корпусе «Б» дома № 79 по ул. Авиационная, обслуживающий специалист установил, какой именно лифт остановился, осмотрел шкаф управления, лебедку, устройство слабины и подтягивания канатов и ограничитель скорости. На ограничителе скорости оказался выключен прерыватель контакта. Электромеханик взвел контакт и восстановил защиту, после чего прокатился несколько раз в лифте вверх-вниз, убедился, что посторонних шумов нет, покинул кабину и ушел заниматься текущими обязанностями. Трясок, болтанки и покачивания кабины он не зафиксировал.

Алексей Белоусов высказал версию о том, что срабатывание ограничителя скорости могло произойти вследствие неправильного функционирования системы вентиляции, вызывающей наличие сильного сквозняка в шахте лифта.

Стоит отметить, что потерпевший Евгений Кочергин (отец погибшей женщины), часто бывавший в «Алых парусах», на заседании обратил внимание на то, что лифты в этом доме часто не работали при сильном ветре на улице.

Еще одним существенным моментом уголовного дела, свет на который пролил подсудимый, стало появление его подписей в журнале технических осмотров лифта за февраль, март и апрель 2015 года – т.е. за те месяцы, в которые он не работал в ООО «Лифт-гарант».

Алексей Белоусов сообщил, что в день трагедии он приехал на объект, где по просьбе руководства фирмы поднялся в машинное помещение и подписал журнал, «чтобы не было скандала из-за незаполненной документации».

В ответ на вопрос адвоката потерпевшей стороны Алексей Белоусов признал, что фактически исполнял обязанности по техническому обслуживанию лифтов, но, как и ранее, не признал свою вину за трагедию. Он счел, что выполнял свою работу с надлежащим качеством, а его вина, по его убеждению, не доказана, поскольку в ходе расследования не был проведен комплекс необходимых экспертиз аварийного лифта.

Адвокат подсудимого Алексей Васильев после заседания резюмировал, что из уст подозреваемого в четком и систематизированном виде прозвучали известные ранее факты, свидетельствующие о том, что к обслуживанию лифтов в «Алых парусах» были допущены люди, не имевшие профессионального образования, что работали они бесконтрольно, а лицо, представлявшееся им начальником участка, только готовили к назначению на эту должность.

Единственным документом, как указал адвокат, на основании которого при отсутствии другой технической документации, электромеханики проводили работы, являлся проверочный лист, который не во всем соответствует содержанию руководства завода-изготовителя по эксплуатации лифта.

Дополнительно адвокат Алексей Васильев отметил, что сторона защиты настаивает на вызове в суд специалистов, которые могли бы раскрыть значение информации, полученной с прибора «Service tool» при осмотре места происшествия. «Было бы логично, чтобы следствие расшифровало ту информацию, которая в ней содержится, – высказал адвокат, – однако следствие этим не занималось. Из показаний подсудимого можно сделать вывод, что эта информация отражает работу лифта и, в том числе, ошибки, которые произошли в его работе 13 и 14 января 2016 года. И эта информация, безусловно, имеет большое значение для дела», – уверен адвокат.

 

Дмитрий Иванников