Вышло боком

Выражение «застрял в лифте» обретает новый смысл. Такими комментариями в социальных сетях петербуржцы встретили информацию о новых лифтах, которые устанавливают в многоквартирных домах по программе капремонта. Жители возмущены слишком узкими кабинами подъемников и дверями, а чиновники разводят руками.

Ширина дверей кабины лифта в одном из подъездов дома N 101 по проспекту Стачек не превышает полметра. Мужчина может пройти в нее только боком — мешает ширина плеч.

О том, чтобы втиснуться в лифт маме с коляской, не может быть и речи.

Многоквартирный дом на Стачек — постройка так называемой 600-й серии, «дом-корабль». В подъездах, как правило, установлены два лифта — пассажирский и, как многие называют, технический.

Первый — обычная кабина с автоматическими дверями, рассчитанная на четыре человека, грузоподъемностью 400 килограммов. Второй — существенно меньше, с распашной дверью. Вот на его место и устанавливают, как окрестили в народе, «нанолифт».

— Установили неделю назад, и он сломался почти сразу, — рассказал житель этого дома Элвин Габибов. — Сейчас не работает ни старый, ни новый лифт.

Такие же жалобы — «узко, плохо работает» — поступают и из других районов Петербурга. Дома-корабли есть рядом, на проспекте Маршала Казакова, улице Доблести и в районе «гражданки» — на улице Есенина, проспекте Композиторов и проспекте Луначарского.

— Я на этом лифте вообще не езжу, — рассказала жительница одного из домов по имени Наталья, — если только с мужем. — Одной мне в нем страшно, а с посторонними людьми неприятно, слишком близко друг к другу приходится стоять.

Согласно ГОСТу 53770-2010, «размеры дверного проема пассажирских лифтов должны обеспечивать безопасный вход в кабину и выход из нее пользователей, в том числе с детскими колясками».

Тот же нормативный документ определяет, что минимальная грузоподъемность пассажирского лифта составляет 320 килограммов, в этом случае ширина кабины должна составлять 0,9 метра, а ширина дверного проема — 0,7 метра. По словам Элвина Габибова, ширина дверей у лифта в его подъезде — не более 50 сантиметров.

Грузоподъемность нового лифта — 240 килограммов. В соответствии с официальной документацией полная стоимость замены оценивается в 26,9 миллиона рублей. Интересно, правда, что все работы разбиты на восемь этапов — от ремонта шахт до полного технического освидетельствования нового оборудования и утилизации старого — каждый из которых оценен в одну и ту же сумму 3,36 миллиона рублей.

Как пояснили «РГ» в региональном фонде капитального ремонта, особенности новых лифтов здесь — уступка конструктивным недостаткам зданий. Такие дома массовых серий возводили во второй половине 1960 — 1970 годов, и лифтовые шахты для них рассчитывались, исходя из прежних ГОСТов и нормативных актов.

— Прежние лифты в этих домах были с распашными дверями, сейчас их нельзя использовать по показателям огнестойкости, — рассказал один из сотрудников фонда Алексей Шишин, отвечающий за работы по капитальному ремонту лифтового оборудования. — А новые кабины с телескопической дверью в существующую шахту можно вписать только такого размера.

Существуют, правда, и более подходящие для «кораблей» по размерам. Однако эти лифты — уже иностранного производства. А у нас, во-первых, импортозамещение, а во-вторых — ограниченные возможности финансирования.

Что касается требований закона по обеспечению доступности лифтов для маломобильных групп населения, то здесь, по словам Шишина, на данном этапе сделать ничего нельзя.

В «кораблях» для инвалидов не предназначены ни один из установленных лифтов. Решить эту проблему можно только с помощью изменения конструкций здания. Например, придумав размещение внешней шахты лифта. Однако даже подготовка к таким работам сейчас не ведется.

По материалам rg.ru