Лифты стали опасны для жизни

Из-за новых правил эксплуатации и замены лифтов сотни новых не могут ввести в эксплуатацию, а часть лифтов вводится с нарушениями, заявили в Общественной палате РФ.

26 января Общественная палата РФ собрала на совещание представителей лифтовых заводов со всей страны. Отрасль, как оказалось, находится в глубоком кризисе. Причем создали этот кризис не кто-нибудь, а российские законодатели. Речь идет о постановлении правительства Российской Федерации от 24.06.2017 №743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», а также о приказе Ростехнадзора от 14.08.2017 №309. Так, согласно приказу Ростехнадзора, теперь замена лифта должна осуществляться вместе с направляющими. «А это время и деньги. Раньше меняли только лифт — направляющие могут нести нагрузку десятилетия, и аварийных ситуаций по этому поводу не возникало», — рассказал член ОП РФ Игорь Шпектор. (Направляющие — это стальные рельсы, которые устанавливаются вдоль шахты лифта по обеим сторонам кабины, для того чтобы обеспечивать прямолинейное движение лифта по вертикали.«МН»).

Выход нашли такой. Теперь организации, осуществляющие замену лифтов, вынуждены писать в документах, что производят не замену, а модернизацию. «Но если называть это модернизацией, то должен остаться старый паспорт лифта, но лифт-то ставится новый. Получается, по документам — лифт старый, Могилевского лифтостроительного завода, а по факту — новый, Щербинского завода. Это просто парадокс!» — удивились в Общественной палате. Представители заводов рассказали о том, что по новым правилам на все узлы лифта надо иметь сертификаты, а этих узлов пять: «У заводов всегда был сертификат на лифт целиком, и никаких проблем с этим не возникало. Теперь из-за того, что на заводах нет сертификатов на каждый узел, заказчики не могут сдать лифты, аукционы не реализуются».

По словам производителей, для них несложно оформить сертификаты на каждый узел, но кто в этом случае будет нести ответственность за весь лифт целиком? «Любая специализированная организация несла ответственность, устанавливая сертифицированный лифт. Теперь, когда узлы будут сертифицированы каждый отдельно, на лифт целиком никто не сможет дать гарантии», — недоумевают производители.

Александр Абрамов, эксперт комиссии по лифтовому хозяйству Общественного совета при Минстрое России, рассказал о том, что из-за новых правил в Санкт-Петербурге из 400 лифтов официально смогли ввести в эксплуатацию всего 100, а чиновники сказали: «Пусть остальные лифты работают в режиме пусконаладки». «Я считаю, это социальная безответственность», — говорит Абрамов.

Чиновники объясняют нововведения необходимостью привести российское законодательство к нормам Таможенного союза. Однако новые правила грозят обернуться коллапсом для всей лифтовой отрасли. Не ясно, например, как теперь быть с капремонтом, который предписывает замену лифта? И как быть с нормой, предписывающей менять лифт каждые 25 лет? Ведь на бумаге у нас теперь вместо замены будет писаться «модернизация». А под нее, к слову, можно подогнать все, что угодно, начиная от замены лифта целиком, кроме направляющих, и заканчивая заменой одной кнопки лифта. Вот и придется жильцам ходить и выяснять, как именно их лифт «модернизировали».

По материалам mirnov.ru