Почему в Крыму более полугода простаивали десятки новых лифтов

В Крыму длительное время не работают 66 новых лифтов, установленных в рамках Региональной программы капремонта многоквартирных домов. Тысячи жителей многоэтажек с тяжелыми сумками, маленькими детьми, габаритными колясками вынуждены ежедневно подниматься на верхние этажи пешком.

В 2017—2018 годах в Крыму по упомянутой программе должны быть заменены 264 лифта в 102 многоэтажках. Деньги на это запланированы немалые — 473,2 миллиона рублей. На данный момент уже смонтировано 233 лифта в Симферополе, Алуште, Армянске, Евпатории, Керчи, Красноперекопске, Саках, Судаке, Феодосии, Большой Ялте, Красногвардейском и Щелкино.

На переустановку одного лифта отводилось 60 дней. Однако некоторые жители многоэтажек ходят пешком уже в течение полугода. По последним данным, официально сдали приемочной комиссии 62 лифта, Ростехнадзор ввел в эксплуатацию только 13.

Заложницей такой ситуации стала и симферопольская пенсионерка, жительница девятиэтажки на ул. Куйбышева, Анна Щепина. Женщина говорит, что не было предела радости, когда в конце февраля ей сообщили о замене старого скрипучего лифта на новенький. К маю работы были окончены.

— Я живу на седьмом этаже, — рассказывает Анна Александровна. — Лифт после установки несколько месяцев работал в тестовом режиме. А потом его отключили из-за отсутствия решения о вводе в эксплуатацию. Сейчас сентябрь, а мы с соседями до сих пор ходим пешком.

— Ситуация накалена до предела, говорит главный инженер МУП «Киевский жилсервис» Сергей Иванов, на территории которого расположено два проблемных дома. — В одном простаивает четыре лифта, а в другом — семь. У меня от жалоб жителей телефон «красный». На прошлой неделе на девятом этаже умер человек. Нужно гроб нести, пригласить родственников попрощаться с покойным. А среди них тоже пожилые люди. Мне женщина звонит и просит включить лифт, а я ничего не могу сделать. Рычагов влияния на монтажную организацию у меня нет — МУП с ней договор не заключал.

Как пояснили «РГ» в Фонде капремонта, можно выделить несколько основных причин затягивания процесса. Много нареканий на работу подрядчиков ПАО «Карачаровский механический завод» и АО «Мослифт». Они не соблюли графики работ, вовремя не предоставили полный пакет исполнительной документации, несвоевременно устранили замечания Фонда, Стройконтроля и Ростехнадзора.

Так, КМЗ смонтировал 104 лифта, из которых официально введены в эксплуатацию Ростехнадзором только пять. «Мослифт» смонтировал 31 подъемник. В эксплуатацию не сдан ни один.

Есть вопросы и к владельцам домов. Они не регистрируют оборудование в Ростехнадзоре из-за отсутствия договоров с обслуживающими организациями, имеющими в штате аттестованных специалистов, или отсутствия договоров страхования лифтов.

Между тем ни собственники домов, ни подрядчики виноватыми в полной мере себя не считают. По словам представителя МУП «Киевский жилсервис» Сергея Иванова, в отношении каждого лифта было 10−12 замечаний Ростехнадзора, в основном касающихся технических недоработок со стороны монтажной организации.

— Во-первых, был длительный монтаж, — вторит ему начальник участка по обслуживанию лифтов ООО «Крымстройлифт» Николай Ермошин. — Подрядчик берет заказ на семь подъездов, а работает одновременно только в двух. Во-вторых, с сентября прошлого года вступило в силу новое постановление правительства, в соответствии с которым лифты принимает в эксплуатацию Ростехнадзор (раньше это делала обслуживающая организация). Он строго следует нормам и требует устранения всех без исключения недоработок.

В ответ на это в «Мослифте» утверждают, что работа выполнена на твердую «четверку».

— Работа сделана качественно, — говорит представитель «Мослифта» Сергей Краснов. — На объектах трудилось достаточное количество людей. Все технические спорные моменты были устранены. К нам нет претензий, связанных с безопасностью перевозок. А наличники внутри шахты или покупка и установка кнопки пожарной сигнализации вообще по контракту в перечень работ не входили. Сергей Краснов утверждает, что с такими сложностями организация столкнулась только в Крыму, хотя работает в разных регионах страны.

— Я показал владельцу и обслуживающей компании результат, — продолжает он. — Замечаний не было. Мои работники уехали из Крыма (ведь тут они находились в командировке). После чего выяснилось, что надо что-то переделывать. Пришлось людей снова отправлять в командировку. Это затягивает процесс. Если были недоработки, почему сразу не указали?

А все это время жители оббивают пороги вышеперечисленных организаций.

— Мы ходим от инстанции к инстанции, — возмущается Анна Александровна. — И нам уже не интересно, кто прав, кто виноват. Нужен конечный результат. Если лифт рабочий (а он работал в тестовом режиме), неужели за три месяца нельзя решить вопросы? Кто-то же должен быть ответственным!

Представитель подрядчика обещает, что до конца этой недели мучения жителей проблемных домов на ул. Куйбышева, Мате Залки и Ракетной в Симферополе закончатся. В целом будут устранены недоделки в 24 подъездах. В отношении остальных прогнозов нет. Даже приблизительных. В МУПе полагают, что во избежание подобных проблем заказчик должен жестче контролировать подрядчика, которому платит по несколько миллионов за каждый объект. Станислав Карпов подчеркивает, что за не введенные в эксплуатацию лифты деньги фонд еще не перечислил.

— Сказать, когда пустят все установленные лифты, сложно, — подытоживает Станислав Карпов. — Слишком много факторов на это влияет. При этом за просрочку исполнения договорных обязательств к подрядчикам применяются штрафные санкции.

Комментарии.

Анатолий Петров, председатель общественной организации «ЖКХ-контроль Республики Крым»:

— Причин затягивания процесса несколько. Во-первых, один из подрядчиков, который заменил более сотни лифтов в Крыму, основывался на старых проектах. Они не соответствовали современным российским требованиям. Во-вторых, он выиграл конкурсы по всей стране, и мощностей для исполнения одновременно такого большого количества заказов у него не хватило. Были и другие проблемы. Для того, чтобы впредь такого не повторялось, заказчику нужно тщательно проверять наличие кадровых и производственных возможностей у подрядчика, а также контролировать наличие и исполнение графиков работ.

Магомед Магомедов, заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства РК:

— Я в курсе проблемы. Еще в начале августа общался с гендиректором КМЗ и жестко ставил задачи. Завод лифты установил, но из-за неточностей в документации, не может сдать. Я ему говорю: «Вы 80 миллионов своих денег на торги заложили, восемь месяцев назад лифты смонтировали, но до сих пор документацию не можете сдать. Видимо, денег много, не хотите свои деньги забирать». Я понимаю, что за последние годы изменились требования. Каких-то деталей изначально в проектах не было. Теперь нам важно отладить процесс так, чтоб в последующем ситуация не повторялась. Ведь мы продолжаем менять лифты.

Источник: «Российская газета»