Минстрой Твери «поставили на место»

В Тверской области антимонопольная служба аннулировала результаты скандального 300-миллионного тендера на капремонт лифтов, вскрыв манипуляции Министерства строительства Тверской области с Реестром квалифицированных подрядных организаций.

 

Махинации Минстроя области привели к тому, что надежды тысяч жителей региона, годами ждавших замены лифтов, оказались обмануты.

Портал TVTVER.RU сообщал о том, насколько затейливо в Тверской области был организован тендер на проведение капитального ремонта лифтов в Твери, Удомле и Конаково. Неоднозначные (мягко говоря) условия, прописанные в тендерной документации, отсеяли основную массу тех, кто мог реально претендовать на выполнение работ.

А затем состоялись торги. Судя по всему, итог аукциона оказался совсем не таким, каким виделся региональному Минстрою и Фонду капитального ремонта. Победителем лота на 300 миллионов рублей стало подмосковное ООО ПО «ЕВРОЛИФТМАШ». О том, что последовало дальше, мы писали – Министерство строительства Тверской области фактически вышвырнуло победителя из Реестра квалифицированных подрядных организаций (РКПО), а Фонд капитального ремонта не стал заключать с ним контракт, передав его «Щербинскому лифтостроительному заводу», занявшему в торгах второе место.

Опешившие от такой наглости представители ООО ПО «ЕВРОЛИФТМАШ» были буквально изгнаны из здания Министерства, но не сдались и подали жалобу в центральный аппарат ФАС и в Тверское управление ФАС, требуя отменить неправомерное решение об исключении организации из РКПО.

Первое заседание по данному делу состоялось в Твери 12 апреля. Там и должны были быть озвучены аргументы, на каком основании Минстрой решил удалить победителя аукциона из Реестра и тем самым отобрать у него честно выигранный тендер на 300 миллионов рублей.

Оказалось, что оснований было три, два из которых в Министерстве считали серьезными. Первое: во время подачи документов на включение в РКПО летом 2017 года ООО ПО «ЕВРОЛИФТМАШ» представило доверенность на представление интересов завода на имя директора предприятия Николая Богданова, срок действия которой значился 21 февраля 2018 года. По мнению Минстроя, если после этой даты завод не привез новую доверенность, то, тем самым, нарушил нормы закона и подлежит исключению из Реестра. Когда представитель Министерства озвучила данную информацию, у одних она вызвала недоумевающие улыбки, а у других шок. Даже обычно невозмутимый руководитель Тверского УФАС Владимир Фомин не удержался и переспросил: из чего следует, что подобная формальность является основанием для исключения из РКПО? Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством повторная подача документов предусмотрена лишь в одном случае: если в правовом статусе общества, как подрядной организации, и обстоятельствах соответствия общества требованиям Положения № 615 произошли какие-либо изменения.

Руководитель регионального УФАС задал вполне резонный вопрос: «А разве у вас есть информация, что он больше не является директором и не может представлять интересы своей организации?»

Иными словами, в Минстрое почему-то решили, что вправе требовать документацию в обход законодательства, не считаясь с тем, что фактически в «ЕВРОЛИФТМАШ» с момента включения в РКПО ничего не изменилось. К слову, у директора завода уже давно есть новая доверенность на представление предприятия, но с какой стати он должен бежать с каждой новой доверенностью в Минстрой? Торги, в конце концов, организовывало не Министерство и заявку на участие в аукционе предприятие подавало тоже не в Министерство.

Второе основание, по которому ООО ПО «ЕВРОЛИФТМАШ» решили исключить из Реестра тоже оказалось, как говорится, притянутым за уши. Согласно Градостроительному кодексу РФ, на каждом предприятии, которое выполняет работы по капитальному ремонту, должно быть не менее двух квалифицированных сотрудников, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. В 2017 году завод подал информацию о шестерых таких сотрудниках. В Министерстве утверждали, что по состоянию на настоящее время у «ЕВРОЛИФТМАШ» не осталось тех, кто соответствует требованиям. Но и это оказалось неправдой – представители предприятия представили доказательства, что такие сотрудники у них есть. После такой информационной каши заседание было перенесено.

Вторая его часть состоялась 18 апреля. Описывать его подробно не имеет смысла: стороны представили дополнительные документы и получили возможность еще раз озвучить свою позицию. ООО ПО «ЕВРОЛИФТМАШ», которое на этот раз представлял московский юрист Ярослав Кулик, специализирующийся на антимонопольной практике, настаивало об отмене решения, которым завод был исключен из Реестра квалифицированных подрядных организаций, указывая на немотивированные действия Министерства строительства Тверской области.

А вот точку зрения Минстроя на втором заседании услышать не получилось: ведомство попросту проигнорировало заседание, не прислав на него представителя. Почему в Министерстве решили не присылать своих сотрудников на мероприятие, которое должно было расставить все точки над Ё, сказать трудно. Возможно потому, что на первом заседании представители «ЕВРОЛИФТМАША» попросили УФАС затребовать в Минстрое аудиозапись и протокол заседания, на котором было принято судьбоносное решение об исключении подрядчика из РКПО. По предположению истца, у которого отняли подряд на 300 миллионов рублей, заседание, как таковое, не проводилось. В таком случае аудиозаписи может не существовать в природе. Если это действительно так и аудиозаписи заседания нет, то подобные вещи уже относятся к компетенции прокуратуры, которая при необходимости может инициировать соответствующую проверку.

Впрочем, аудиозапись, как таковая, и не понадобилась: посовещавшись, члены комиссии Тверского УФАС вынесли свой вердикт, который явно не порадует ни заинтересованных чиновников Министерства строительства Тверской области и регионального Фонда капитального ремонта, ни ОАО «Щербинский лифтостроительный завод», с которым был заключен контракт, как с подрядчиком, занявшим второе место.

Итак, предписание Тверского УФАС:

1) Министерство строительства нарушило пункты 63 и 66 Постановления Правительства РФ № 615, в связи с чем решение об исключении ООО ПО «ЕВРОЛИФТМАШ» из Реестра квалифицированных подрядных организаций подлежит отмене;

2) Результаты торгов на проведение капитального ремонта лифтов аннулируются.

Теперь Минстрою предстоит устранять свои «косяки», а Фонду капитального ремонта организовывать новый тендер. К слову, «Щербинский лифтостроительный завод», с которым так скоропостижно заключили договор после того, как вышвырнули «ЕВРОЛИФТМАШ», тоже попал в весьма щекотливое положение: если у них возникнет соблазн все-таки приступить к выполнению работ, им потенциально грозят штрафные санкции в размере 50% от стоимости контракта. Иными словами, взявшись за монтаж лифтов по отмененному тендеру стоимостью 300 миллионов рублей, предприятие рискует расстаться со 150 миллионами в виде штрафа.

А теперь посчитаем, что мы имеем в сухом остатке. Подведем итоги и попытаемся раздать, как говорится, всем сестрам по серьгам.

Плюсов не много, но они есть. Во-первых, результаты скандального тендера аннулировали и подрядчик, который незаконно был лишен честной победы, должен быть восстановлен в РКПО. Это говорит о том, что справедливость в сегодняшнем мире, пусть и не часто, но все-таки торжествует, несмотря на яростное противодействие власть имущих. Во-вторых, в Тверском регионе достаточно эффективно работает управление антимонопольной службы, которое ведет независимую и жесткую политику по отстаиванию принципов конкурентной борьбы на торгах.

А вот минусов в этой истории гораздо больше. Первый – региональные Министерство строительства и Фонд капитального ремонта занимаются чем угодно, но только не работой на благо жителей.

Второй минус – по факту две вышеуказанные структуры отняли у ООО ПО «ЕВРОЛИФТМАШ» победу в тендере на 300 миллионов и, тем самым, применив совершенно дикие методы, явили миру образцы правового нигилизма. Теперь подрядчики всей страны будут знать, что в Верхневолжье процессами капитальных ремонтов руководят люди, у которых представление о том, как должен выглядеть настоящий тендер, в корне отличается от позиции Президента России Владимира Путина, заявившего: «Справедливая и честная конкуренция – это базовое условие для экономического и технологического развития, залог обновления страны».

Третий минус – с учетом того, что скандал с 300-миллионным тендером уже вышел на федеральный уровень, Тверская область получила очередную ложку дегтя в и без того не самой сладкой бочке своей инвестиционной привлекательности. После того, как здесь попытались «развести на пальцах» крупного подрядчика из Московского региона, попробуй теперь убедить инвесторов, что в Тверской области создают достойные условия для вложения средств. И, заодно, поди втолкуй им, что вышвыривание юриста крупного завода из здания Министерства строительства, отмашку на которое дал руководитель данного ведомства – это вовсе не вопиющий факт, а стечение обстоятельств, обусловленное низким атмосферным давлением и магнитными бурями.

Четвертый минус – он, пожалуй, самый главный для жителей тех домов, в чьих домах должны были менять лифты. После аннулирования результатов тендера нужно вновь объявлять торги, принимать заявки и проводить аукцион. То есть, перспективы скорой замены лифтов в 168 подъездах многоквартирных домов в Твери, Удомле и Конаково чуть менее реальны, чем шансы сборной Зимбабве выиграть чемпионат мира по хоккею.

И пятый минус, в виде бонуса. Еще до начала аукциона, сотрудники портала TVTVER.RU изучили документацию и в своей первой публикации высказали предположение, что условия скандального тендера прописывались под заранее известного победителя. Сейчас можно практически с уверенностью говорить, что мы оказались чуть ли не провидцами. Когда в аукционе решил участвовать еще один подрядчик, которого не ждали, вся конструкция рухнула. Напомним, тот самый незваный участник «ЕВРОЛИФТМАШ» назвал цену 300190698,93 рублей. Его конкурент «Щербинский лифтостроительный завод» назвал точно такую же цену, но позже. После этого представители Щербинки могли снизить цену, но делать этого не стали. И в итоге, заняв второе место, все-таки стали победителями. В общем, как в воду глядели, что цену можно не опускать.

А тем временем в ходе заседания в УФАС выяснилась интересная деталь: представитель «ЕВРОЛИФТМАША» сообщила, что если бы «Щербинский лифтостроительный завод» снизил цену, «ЕВРОЛИФТМАШ» планировал снизить ее еще больше. И тогда из наших с вами карманов пришлось бы платить за капремонт лифтов не 300 миллионов, а гораздо меньше.

Завершая повествование, хотелось бы задать ряд вопросов ответственным лицам из числа работников Министерства строительства Тверской области и регионального Фонда капитальных ремонтов.

Вопрос номер раз. На подготовку и проведение аукциона, результаты которого теперь с позором отменены, ушли сотни рабочих часов сотрудников Министерства и Фонда, которые оплачены в виде заработной платы. Были израсходованы десятки пачек бумаги, киловатты электроэнергии и бензин на бесконечное перемещение документации и работников между Министерством и Фондом. Все эти расходы были профинансированы из средств областного бюджета (то есть из карманов жителей Тверской области) и средств платы за капитальный ремонт (да-да, из тех же карманов жителей Тверской области). Так уж вышло, что все эти деньги фактически спущены на ветер. Хотелось бы уточнить у мужей с большими зарплатами и красивыми портфелями: кто теперь возместит данные средства и будет ли хоть кто-нибудь привлечен к ответственности (ну хотя бы к дисциплинарной)?

Вопрос номер два. Из-за того, что действия областных структур Минстроя и Фонда капитального ремонта привели к аннулированию результатов тендера на капремонт 168 лифтов, тысячи жителей, включая инвалидов, пенсионеров и мам с малолетними детьми, вынуждены будут неопределенное время либо пользоваться опасными старыми лифтами, либо подниматься на верхние этажи пешком. Хотелось бы понять, кто из дядь в дорогих костюмах поможет людям подняться по лестнице?

Вопрос номер три. Ответственные лица Министерства строительства Тверской области и областного Фонда капитальных ремонтов по определению являются нанятыми менеджерами, которые должны максимально эффективно распределять средства, доверенные им жителями региона. Происходящее показывает, что делать свою работу качественно они не хотят или не могут. В таком случае, зачем, собственно говоря, они нам, простым людям, нужны?

По материалам tvtver.ru