Как Кулибин установил в Эрмитаже лифт подъемник для императрицы

Фамилия выдающегося механика-самоучки Ивана Кулибина В советское время стала нарицательной, но мало кому известно, что нижегородский Архимед спроектировал и установил первый в России лифт, сконструированный для Екатерины II.

Гений из глубинки

Авторству русского механика, до самой смерти одержимого идеей создания вечного двигателя, принадлежат несколько оригинальных машин — от водохода до самодвигающейся повозки. Широкого применения они не получили, и потребовалось много лет, чтобы стало ясно — мысль изобретателя намного обгоняла его время.

Кулибин появился на свет в селе Подновье Нижегородского уезда в семье купца-старообрядца. Юноша интересовался механикой, которую изучал, в том числе, по книгам Михаила Ломоносова, которые ему доставал отец.

Друг отца Кулибина — купец Костромин — обратил внимание на талант юноши и предложил ему изготовить необыкновенный презент для самой императрицы — диковинные часы. В 1767 году подарок был готов. Часы имели форму яйца, а их механизм включал более чем 1 000 мельчайших колесиков и прочих деталей. В данный момент они хранятся в Эрмитаже. Сюрприз приятно удивил царицу, и в 1769 году смышленый провинциал был приглашен в столицу на должность заведующего механической мастерской Петербургской Академии наук.

Как угодить царице

В 1793 году, когда Екатерине II было 64 года, на ее ногах появились трофические язвы, и ей стало тяжело подниматься на свою половину, расположенную на втором этаже дворца. Тогда Кулибин и изобрел для нее подъемник. Тем более что в середине XVIII в. первые лифты уже начинали появляться в европейских резиденциях королей. Так, в Версальском дворце такой механизм был установлен в 1743 году.

Конструкция Кулибина состояла из двух толстых столбов, между которыми размещалась платформа с креслом. Когда императрица садилась, двое людей опускали и поднимали платформу при помощи винтового механизма на паровом приводе. После смерти Екатерины ее чудо-кресло уже не использовали, а спустя время «шахту» и вовсе заложили кирпичом. Реставраторы Эрмитажа обнаружили фрагменты устройства лишь в начале этого века.

Позже в Эрмитаже оборудовали и другие лифты. В 1826 году в центре северо-западного ризалита Зимнего дворца, рядом с лестницей, установили «подъемную машину», которая связала все три этажа. Когда работы закончили, инженер-изобретатель А. Я. Вильсон получил от императора «бриллиантовый перстень за устроенную в новых комнатах Его Императорского Величества в Зимнем дворце машину». Дверь с тамбуром в лифт архитекторы обустроили как обычный шкаф — весьма характерное для того времени интерьерное решение. Сам механизм изготовили на Ижорском заводе. Устройство проработало вплоть до пожара 1837 года. Затем в северо-западном ризалите установили новый лифт, разработанный инженер-полковником А. А. Фуллоном. Подъемный винт крепился снизу к открытой платформе, и усовершенствованная конструкция действовала по принципу вертикального поршня. Она приводилась в действие вручную: специальная зубчатая передача отдавала движение на винт подъемной машины, который снизу подталкивал платформу с люлькой.

Первый грузовой лифт, тоже ручной, появился в Зимнем в 1835 году, на нем транспортировали дрова. В конце 1840-х гг. подъемные машины установили на трех вертикалях дворца. Первая вела «в комнаты Ее Величества» и посменно обслуживалась шестью рабочими. Вторая находилась «в подъезде Ее величества», за нее отвечали четыре человека. Третья — в подъезде министра Императорского двора — и также находилась под надзором четырех слуг. Наконец, в 1893 году в царских покоях заработал первый электрический лифт.

По материалам news.rambler.ru