На какие средства и когда менять лифт?

Новосибирск — один из немногих городов России, где нет проблем с лифтами. И для тех, кто модернизирует подъемники за счет Фонда модернизации ЖКХ, это действительно так.

А вот собственники МКД, решившие копить на капремонт на спецсчете своего дома, не могут найти средства на замену дорогостоящего оборудования. И берут в долг… у регионального оператора.

С 2005 по 2015 год благодаря поддержке правительства Новосибирской области и муниципальной программе в нашем городе лифты меняли буквально сотнями. Теперь эта работа продолжается в рамках региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов.

«Замена лифтового оборудования осуществляется за счет средств капремонта,

— объясняет Сергей ХОХЛОВ, руководитель сектора по организации капитального ремонта Фонда модернизации ЖКХ. — На следующий год замена лифтов со счета регионального оператора планируется в 17 МКД». «20 лет назад лифты были в ужасном состоянии, — вспоминает Николай ДУДАРЕВ, технический директор ЗАО «МКС-Новосибирск». — Потом пошли замены и модернизации лифтов жилищного фонда, и теперь в Новосибирске таких проблем нет. Меняем лифты и сейчас, но немного — в этом году в 7-8 домах поменяли».

У управляющих компаний программы замены лифтов расписаны на десятилетия вперед. А вот в домах, решивших не скидываться в общий фонд, а собирать средства на капремонт на своих счетах, все не так радужно. В некоторых случаях МКД со спецсчетами могут рассчитывать на господдержку: при определенных условиях она составит до 50 процентов расходов на замену лифтового оборудования. Но средств все равно не хватает.

Вот представьте: 9 подъездов, один лифт стоит 2 миллиона рублей. На весь дом выходит 18 миллионов — на спецсчетах еще не успели накопиться такие суммы.

В таком случае жители пишут заявление о переводе средств в «общую копилку» и меняют лифты за счет фонда, как бы в долг, возвращая постепенно потраченные на них суммы. Проблема решается.

Однако у некоторых новосибирцев, знающих о такой схеме, возникает вопрос: почему они должны жить в требующих ремонта домах и годами ждать, пока в фонде накопятся средства для их обновления, в то время как тем, кто не скидывался раньше в общую «копилку», эти деньги дают в долг? Не логичнее ли потратить их на те МКД, которые несут свои денежки в фонд? А готовы ли вы занимать жителям соседних домов средства на ремонт лифтов или считаете, что они сами должны скидываться на модернизацию подъемников? Свои мнения вы можете высказать на нашей страничке в соцсетях.

Между тем грядет кое-что новое в законодательстве — российские лифты могут оказаться… не соответствующими международным требованиям. Их замена по мере устаревания и поломки усложнится, если государство не поддержит производителей оборудования. О ситуации «ВН» рассказал Дмитрий Савельев, первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, депутат Госдумы (фракция ЛДПР):

— Когда контроль над лифтовым хозяйством вернулся под эгиду Ростехнадзора, уже успело резко ухудшиться состояние лифтов в России,

— считает Дмитрий САВЕЛЬЕВ. — За год в строй вводится более 40 тысяч новых лифтов, из них более 70 процентов подъемников — отечественного производства. Но российские заводы выпускают конструктивно устаревшие лифты, не выдерживающие конкуренции с иностранными. Требуется освоить выпуск современных моделей, для чего государству следует поддержать производителей России и создать программу поэтапной замены всех изношенных подъемников.

Инженер по организации и эксплуатации лифтов ЗАО УК «СПАС-Дом» Людмила ДЕМЧЕНКО говорит, что «срок службы лифта — 25 лет, так что к 2030 году часть лифтов, поменянных в самом начале программы, нужно будет снова модернизировать — на 2028 год уже запланированы первые обновления. Когда-то в Заельцовском районе стояли распашные лифты. Эти «распашонки» мы в начале 2000-х меняли на автоматические. Теперь уже эти автоматы будем менять на электронные». На отечественные или импортные, пока непонятно. Главное, чтобы накоплений собственников, собирающих средства на капремонт, хватило.

По материалам газеты «Вечерний Новосибирск» № 44