Неработающие лифты Вятки и их «заложники»

На Вятке из 494 лифтов, запланированных к капитальному ремонту в этом году, по данным на конец августа, обновлено менее сотни. Процент выполнения задания обратно пропорционален числу жильцов многоквартирных домов, вынужденных подниматься в свои квартиры по лестницам.
В самое незавидное положение сломанный лифт ставит инвалидов-колясочников.

Подъем со слезами на глазах
Лифт, установленный в доме N 12 по улице Азина поселка Восточный (Омутнинский район) по программе капремонта в 2016 году, перестал работать в мае. Обслуживающая организация ремонтировать его отказалась, заявив, что срок гарантии уже истек, да и нужных деталей у них нет.
— Живу на шестом этаже. Пока поднимаюсь наверх, приходится четыре раза останавливаться отдыхать. Бабушки поднимаются со слезами, — рассказывал тогда 70-летний жилец дома, инвалид 3-й группы.
Сроки оформления инвалидности могут сократиться
87-летний ветеран, живущий на девятом этаже дома N 116 на улице Свободы/Красноармейской в Кирове, несколько месяцев не мог выйти на улицу. В начале июля 2019-го в многоэтажке отключили лифты, старое оборудование рабочие во всех подъездах демонтировали, установили двери для новых подъемных механизмов, оставили дорогостоящие детали во дворе и перестали появляться в доме.
— Мы с супругой — дети войны, я — ветеран труда. За что нам такое наказание? — возмущался пенсионер.
Осенью прошлого года в министерстве ЖКХ назвали срок завершения работ — 15 февраля 2020 года.
Такая же ситуация сложилась в девятиэтажном доме N 25 по улице Пролетарской, где работы стоимостью восемь миллионов рублей затянулись на восемь месяцев: после их окончания были выявлены многочисленные нарушения.

«Фронтовики» идут в бой

Как сообщил корреспонденту «РГ» член регионального штаба ОНФ Дмитрий Сергеев, во всех перечисленных случаях лифты после вмешательства «фронтовиков» хоть и с большим опозданием, но все-таки заработали.
Выяснилось, что в лифте дома по улице Азина в поселке Восточный сгорела одна из деталей. Ее поменяла организация, которая обслуживает подъемный механизм, но люди больше месяца пересчитывали ступеньки лестниц.
В доме на улице Свободы/Красноармейской люди жили без лифта десять месяцев. Подрядчик, который должен был его отремонтировать, срывал плановые сроки во множестве домов по всей области. Радует одно — после этих происшествий фонд капитального ремонта исключил компанию из реестра квалифицированных подрядных организаций, соответственно в торгах на выполнение капремонта в Кировской области она участвовать уже не сможет.
— Также на этот год фонд внес изменения в договоры с подрядными организациями и ввел дополнительную процедуру — подписание определенного акта, после которого разрешается отключение лифтов, — рассказывает Дмитрий Сергеев. — Документ предусматривает наличие ста процентов оборудования для замены лифта. Вещь вроде бы логичная, но, к сожалению, у нас уже и в этом году были обращения по неоправданным простоям лифтов. В доме N 15 по улице Дерендяева срок был сорван почти на два месяца. Причем после того, как мы обратили на это внимание, лифт включили на следующий день. Правда, в каком-то тестовом режиме. Что это такое, я как инженер-строитель не совсем понимаю. Тем не менее люди наконец-то начали пользоваться лифтом. Видимо, возможность его включить была и раньше, но ждали, когда гром грянет.
Как в Нижнем Новгороде помогают социализации людей с ОВЗ
По словам Сергеева, по плану 2020 года в Кировской области должны быть капитально отремонтированы или заменены 494 лифта. К началу осени работы выполнены лишь на 16 процентов.

Удмуртия ждет от центра программу

Не лучше обстоят дела с лифтовым хозяйством и в соседней Удмуртии. Не лучше настолько, что Государственный совет Удмуртской Республики решил предложить правительству России разработать отдельную федеральную программу по модернизации и замене лифтов в жилых домах. Такое решение принято депутатами на заседании постоянной комиссии по экономической политике, промышленности и инвестициям.
По словам председателя комиссии Тимура Ягафарова, в республике около 2,5 тысячи лифтов проработали уже более 25 лет и подлежат замене. Однако лишь для одного многоквартирного дома в девять этажей эта услуга обойдется примерно в два миллиона рублей.
Ягафаров уточнил: так как лифт меняют за счет средств собственников квартир, то рассчитывать на услугу сейчас могут дома, накопившие 70-80 процентов необходимой суммы. К слову, чтобы накопить такую долю, надо увеличивать размер взноса за капремонт и не тратить эти средства на другие виды работ. В большинстве случаев домами Удмуртии сейчас накоплено примерно 30-40 процентов необходимой суммы, еще 20 процентов они могут получить из бюджетов республики и муниципалитета, но и этого будет недостаточно для замены лифта.
Конечно, собственники могут воспользоваться кредитом и за счет средств государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» получить кредит на возмещение части расходов. Однако, по словам Ягафарова, кредитные организации не всегда идут навстречу собственникам.

Правительство расширяет возможности использования средств соцконтракта

— Считаю, что необходимо как-то решать эту проблему, — говорит он. — А без отдельной федеральной программы или создания фонда по аналогии с Фондом содействия реформированию ЖКХ тут не обойтись. Проблема замены лифтов актуальна не только для Удмуртии, но и для большинства субъектов РФ.
Чтобы не быть голословными относительно большинства субъектов РФ, Госсовет Удмуртии запросил информацию о состоянии лифтового хозяйства в других регионах Приволжского федерального округа.
Тем временем председатель объединения советов домов Удмуртии Александр Евсеев подтвердил корреспонденту «РГ», что лифтовая проблема для республики давно ждет решения: количество подлежащих замене подъемных механизмов огромно. Собственникам, по его мнению, нужна поддержка, так как многие накапливают средства для замены на специальных счетах.
— Инициатива необходима для нас еще и потому, что, по сути, самый большой объем средств в плане пропорций между спецсчетами и общим котлом по России именно в Удмуртии, — говорит он. — Сейчас в республике примерно 70 процентов многоквартирных домов собирают средства на спецсчетах, и как раз большинство из тех, кто накапливает, это жители многоквартирных домов с лифтами. У среднестатистического дома, например панельной девятиэтажки, накоплено около 45-50 процентов необходимой суммы за шесть лет. Чтобы поменять лифт, им придется собирать еще от пяти до семи лет и при этом не тратиться на какие-либо другие ремонтные работы по дому, а это практически невозможно.

Комментарий
Дмитрий Сергеев, член штаба Кировского регионального отделения ОНФ:
— Относительно инициативы, предложенной Госсоветом Удмуртии, могу сказать, что создавать отдельную программу по замене лифтов не стоит. Лучше предусмотреть дополнительные бюджетные субсидии в рамках уже существующей программы капитального ремонта. Не увеличивая количества чиновников, завязанных на сопровождении программы, можно увеличить скорость замены лифтов. Единственное, что, может быть, не совсем справедливо получается: кто-то поменял лифт за счет средств, которые он сам накопил, а кто-то — за счет государства. Вот здесь и может быть какая-то общая субсидия: если в доме есть лифт, то выплачивать некий процент его стоимости вне зависимости от того, поменяли уже лифт или сделать это предполагается в будущем. Новая же программа лишь утяжелит процесс.

rg.ru