В память о Павле Анатольевиче Полюдове

Скорбим вместе с семьей и коллегами: ушел замечательный человек Павел Анатольевич Полюдов, высочайший профессионал, ветеран отрасли. Ушел неожиданно, а потому так пронзителен этот момент осознания, что его больше нет с нами.

Павел Анатольевич ПОЛЮДОВ – один из авторитетнейших представителей лифтовой отрасли России, активный участник рабочих групп Национального Лифтового Союза по разработке национальных и профессиональных стандартов, давний друг, консультант, член редакционного совета журнала «ЛИФТИНФОРМ».

Два года назад накануне его 70-летнего юбилея с ним встретился корреспондент журнала и попросил рассказать о детстве, о жизни, о лифтовом братстве. Предлагаем вспомнить Павла Анатольевича, прочитав выдержки из прошлого интервью, напечатанного в журнале в декабре 2018 года.

Павел Полюдов:

Я никогда не сомневался

в выборе профессии!

– Родился я в ближнем Подмосковье, в поселке Ленино, в 1948 году. По воле обстоятельств в полуторогодовалом возрасте меня перевезли в Сибирь, Кузбасс, в шахтерский городок Анжеро-Судженск Кемеровской области, где до пятнадцати лет жил в семье бабушки. Затем у мамы появилась возможность привезти меня обратно в Москву. С этого момента и до настоящего времени живу и работаю в столице.

Так что можно сказать, я сибиряк и москвич в одном лице. В Сибири у меня осталось большое количество родственников, с которыми по настоящее время мы поддерживаем теплые родственные отношения.

«В начале славных дел»

– После окончания восьмилетки поступил в профессионально-техническое училище № 85 Первомайского района столицы, а спустя год – на вечернее отделение электромеханического техникума имени Моссовета. Еще через два года окончил ПТУ № 85 с отличием и получил третий разряд электромеханика по эксплуатации лифтов, высший на то время выпуска. Совмещая учебу в обоих учебных заведениях, я с отличием защитил дипломную работу по теме «Датчик селекции двухскоростного лифта» и начал трудиться в РСУ-3 треста «Лифтремонт», а затем в РСУ № 7 на должности электромеханика по лифтам. Через год меня назначили бригадиром.

Без отрыва от производства продолжил учебу в нашем электромеханическом техникуме имени Моссовета на вечернем отделении, окончить которое не успел в связи с призывом в ряды Советской Армии. В то время отсрочка от службы в армии на техникумы не распространялась, зато срок службы в Вооруженных Силах сократили с трех до двух лет. Служил в войсках связи, опять же в Сибири, городе Новосибирске. В 1971 году, после демобилизации из ВС СССР, пришлось последний курс техникума пройти заново. Окончив техникум, поступил на работу в РСУ № 2, так как жил в Первомайском районе, которое обслуживало вышеназванное управление. Четыре года работал в Гольянове электромехаником высшего, шестого, разряда. Затем предложили должность производителя работ в Измайлове, того же Первомайского района – обслуживали проспект Буденного.

Молодой электромеханик занимался эксплуатацией новых лифтов с автоматическим приводом, а также зарубежных подъемников устаревших моделей с распашными дверями и барабанчиковыми контактами, которые приходилось часто менять. Хорошее знание взаимодействия механизмов позволяло занимать призовые места на конкурсах «Лучший электромеханик по лифтам», о чем напоминают наручные часы «Полет» с памятной надписью, которые хранятся до сих пор.

«Школа лифтовой жизни»

– Еще через четыре года меня назначили начальником производственно-технического отдела РСУ № 7. И, по сложившейся традиции, через очередные четыре года, я перешел на работу в центральный аппарат Мослифта, в отдел технического контроля. Руководил отделом Николай Александрович Колганов, принципиальный и очень ответственный руководитель. Мы с ним и сейчас поддерживаем очень теплые и дружеские отношения – природа, рыбалка, воспоминания, невзирая на его уже преклонный возраст. В общем в тресте «Лифтремонт», а впоследствии в Мослифте я проработал более двадцати пяти лет. В 1992 году начали создавать независимые инженерные центры, которые проводили техническое освидетельствование лифтового парка.

Одним из первых был создан такой инженерный центр «Инжтехлифт» под руководством ныне покойного Геннадия Петровича Сарвина, а через два месяца – еще один центр по независимой экспертизе эскалаторов и лифтов – «НЕТЭЭЛ», который возглавил ныне действующий его руководитель Евгений Александрович Николаев.

Нам передали для технического освидетельствования лифты, находящиеся в эксплуатации пяти РСУ, остальные – «Инжтехлифту».

Наши предприятия были выделены из структуры Мослифта, а территориально мы остались в тех же помещениях на Ленинградском проспекте, 26. Штат предприятий был порядка ста человек, перешедших в полном составе из Мослифта, конкуренции никакой не было, работали дружно и слаженно.

Меня избрали председателем совета трудового коллектива, поэтому довольно плотно приходилось работать не только по специальности, но и решать проблемы взаимоотношений коллектива и администрации. До этого я поступил в Московский инженерно-строительный

институт (МИСИ), сейчас это Московский государственный строительный университет (МГСУ),

вечернее отделение окончил с красным дипломом.

И вот тогда Евгений Александрович Николаев предложил мне поработать в «НЕТЭЭЛе» главным

инженером, чисто техническая должность, вот с того времени мы вместе и работаем.

Теория и практика

– Когда вышли новые Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПУБЭЛ), где техническое освидетельствование лифтов было передано в ведение независимых инженерных центров, возникла необходимость создать нормативную базу. Этой работой совместно с «Инжтехлифтом» мы занялись и начали разрабатывать нормативные документы. Я не буду останавливаться подробно, с какими проблемами сталкивались мы на этом пути, но нормативные документы были, в конечном счете, разработаны и под эгидой Ростехнадзора были введены в действие и стали обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Вторая задача, которую мы решали – это подготовка специалистов в области проведения технического освидетельствования лифтов на территории России. Для этого приглашали специалистов со всей России, проводили обучение с выдачей квалификационных сертификатов через аттестационную комиссию Ростехнадзора на право выполнения работ по техническому освидетельствованию лифтов уже в своих регионах. Люди до сих пор вспоминают как хорошо проводилось это обучение.

Что касается практической стороны нашей работы. Лифтовый парк в девяностые годы сильно постарел, большое количество лифтов выработало нормативный (двадцать пять лет) срок работы. Средства на замену поступали не в полном объеме. Встал вопрос как быть с этими лифтами: выводить из эксплуатации и оставлять жителей без этого жизненно необходимого вида вертикального транспорта, либо найти более разумное решение? И решение было найдено: если лифт находится в технически исправном состоянии, после проведения технического освидетельствования не продлевать срок службы, а продлевать срок эксплуатации на три года с дальнейшим освидетельствованием по истечении этого срока. Согласно нормативным документам, срок эксплуатации лифта можно было продлить еще на девять лет. Это позволило снять часть проблем из-за недофинансирования работ по замене лифтового парка.

Сегодня в Москве такой проблемы нет, Правительство Москвы приняло однозначное решение: срок службы лифта истек – никакой модернизации, только замена.

Следующим этапом нашей работы стало понимание того, что все наши центры разбросаны по стране и как бы не имеют единого координирующего органа. Тогда руководители инженерных центров Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и ряда других регионов Российской Федерации поняли, что нам необходимо объединять усилия, в том числе, для разработки нормативно-технической базы, для осуществления своей деятельности, а для государственного контроля необходимо было получать лицензию, которую выдавал Ростехнадзор. Он же и контролировал нашу деятельность.

Сначала была создана организация на общественных началах, которая объединяла в своих рядах инженерные центры, а затем была преобразована в саморегулируемую организацию на правах юридического лица «Русьэкспертлифт», которая сегодня насчитывает в своих рядах порядка ста двадцати организаций.

Нормотворчество

– Мы продолжили разработку нормативных документов, таким образом были разработаны и внедрены Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов 2003 года. Особенностью этих Правил было то, что в одном документе были объединены, как электрические так гидравлические лифты, с учетом европейских стандартов. Правила также были зарегистрированы в Минюсте и введены в действие на всей территории России. Кстати, эти Правила легли в основу при разработке Российского Технического регламента «О безопасности лифтов», который был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года. Затем, в связи с введением единого таможенного пространства, был разработан Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», в основу которого лег именно наш технический регламент.

Все разногласия между странами-участницами в ходе заседаний рабочей группы, где мы принимали самое активное участие, были успешно преодолены. В Белоруссии и Казахстане несколько иной подход к введению лифтов в эксплуатацию, он жестче чем у нас, но наша позиция заключается в том, что органы контроля должны заниматься организационными вопросами по безопасной эксплуатации лифтов, а технические специалисты – техническими. И это, по нашему мнению, правильно, так как государственные инспектора просто физически не обладают техническими знаниями всей линейки производимых в мире лифтов. Да их просто и нет в достаточном количестве в штате Ростехнадзора, а инженерные центры и испытательные лаборатории такими специалистами располагают и способны качественно определить техническое состояния лифта – пригоден он к дальнейшей эксплуатации или нет.

Подготовка кадров – задача первостепенная

– Хотелось бы сказать о процессе подготовки кадров для лифтовойотрасли. К сожалению, в этом вопросе не все гладко. Если ранее работать в Мослифт приходили люди с возможностью в перспективе получить образование и жилплощадь, то сегодня таких преференций нет.

Единственное, чем можно удержать специалиста – высокой и стабильной заработной платой, а это, увы, при сегодняшней экономической обстановке в стране – нереально.

Уходят на заслуженный отдых ветераны, а заменить их, к сожалению, некем, хотя семейные династии в отрасли еще остались. Очевидно, нынешнему поколению лифтовиков придется восстанавливать опробованные годами методы подготовки и взращивания кадрового резерва, чтобы высокое звание лифтовика подтверждалось его профессиональной подготовкой и твердойжизненной позицией.
Высшая цель нас как специалистов – безопасность наших жителей при эксплуатации лифтов, эскалаторов инвалидных подъемников. И работаем в этом ключе.

– Павел Анатольевич, что Вы пожелали бы себе, если бы можно было вернуться назад, в молодость?

– Я считаю, что мне очень повезло – я попал действительно туда, куда нужно. У меня в жизни никогда не было даже мысли сменить профессию. Я никогда не усомнился в выборе своего жизненного пути. Меня поддерживает моя семья, дочь окончила наш электромеханический техникум, затем финансово-экономический институт, работает в нашем коллективе, она и технику, и экономику знает, работает очень хорошо. Так что в жизни у меня все хорошо, двое внуков, внучка учится в колледже, внук в школе познает азы школьной науки, живем рядом, общаемся, помогаем друг другу, я действительно счастливый человек!

Журнал Лифтинформ №12 2018 г.