Столичные лифты как тренд времени

Эстетика новых столичных лифтов жилого фонда стала определяющим трендом целого поколения.

Вы заметили, что все чаще в обычных московских многоэтажках стали появляться ультрасовременные лифты? Новые бесшумные быстрые лифтовые кабины с современными панелями можно встретить в домах и 1980-х, и 1970-х годов постройки. Рассказываем, откуда берутся современные лифты в простых многоэтажках Москвы.

В 2021 году в столице будет установлено более 3 тыс. лифтов, заявил недавно заммэра Москвы по вопросам благоустройства и ЖКХ Петр Бирюков. По его словам, за последние десять лет установлено более 36 тыс. новых подъемников. Масштаб замены лифтов обусловлен не только тем, что Москва один из крупнейших мегаполисов мира, обладающий огромным жилым фондом, но и тем, что на момент 2011 года достаточно много лифтов в городе были устаревшими. Больше того, оставшиеся лифты продолжали устаревать со скоростью в среднем 2 тыс. в год.

Сложная ситуация с подъемниками в многоэтажках кропотливо решалась за счет бюджета, а с 2015 года в рамках программы капремонта. Начиная с 2018 года лифты в домах, находящихся на счете регионального оператора, меняются строго в год истечения 25-летнего срока службы без дополнительного продления периода эксплуатации. Столичная программа капремонта планомерно и своевременно меняет старые лифты на новые. Причем не так давно все «капитальные лифты» стали единообразны.

Стандарты жизни в мегаполисе претерпели значительную эволюцию за последние десять лет. К лифтам это относится не менее, а даже более, чем к любому другому объекту или оборудованию, ведь здесь речь идет не только об эстетике, но и о безопасности. В связи с требованиями времени понятие «хороший лифт в многоэтажке» тоже трансформировалось. Теперь жители подразумевают под этими словами нечто большее, чем простую кабину с невнятными кнопками.

В 2019 году в Москве принят новый стандарт лифтового оборудования, устанавливаемого по программе капремонта. Упор сделан на комфорт и безопасность.

Во-первых, применение современной износостойкой отделки, в том числе панели кабины лифта — из металлопласта, а покрытие пола — из рифленого алюминия. «Использование самых современных материалов — залог того, что оборудование будет длительное время сохранять свои потребительские качества, удовлетворять требованиям горожан. В частности, применение панелей из стали в вандалостойком исполнении, окрашенных полиэфирноэпоксидной краской с молотковым эффектом. Благодаря этой технологии кабина будет как новая очень долгое время», — прокомментировал замгендиректора ФКР Москвы Илья Байдужий.

Во-вторых, внутренняя эстетика и эргономика кабины лифта, оборудованной цветным дисплеем панели управления, отделанной шлифованной нержавеющей сталью. Кнопочные элементы с шрифтом Брайля и круговой подсветкой из нержавеющей стали, яркая и энергоэффективная светодиодная подсветка, полноразмерное зеркало — все это делает новые лифты по-настоящему комфортными.

В-третьих, если конструктив дома позволяет, то увеличивают проем дверей до 700 мм. «Расширение дверного проема лифтов — это важный шаг для города, так как он открывает новые горизонты возможностей для таких категорий москвичей, как инвалиды-колясочники и мамы младенцев. По статистике, средняя ширина инвалидной коляски составляет 65 см, а средняя ширина детской коляски — 60. Соответственно, такой дверной проем лифта будет достаточен для них», — прокомментировала директор корпоративного Университета клиники «Семейная», соавтор методических рекомендаций государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» Анастасия Дроздова.

А еще лифты, которые устанавливаются по программе капитального ремонта в Москве, бесшумны. Благодаря новым технологиям подъемники больше не наполняют многоэтажки грохотом при открытии дверей. «Комфорт и плавность хода кабины обеспечивает целый комплекс технических мер — например, лебедки с частотно-регулируемым приводом. Все лифты для ФКР Москвы мы производим по единому высокому стандарту, ставя во главу угла удобство пользования», — рассказал генеральный директор АО «Щербинский лифтостроительный завод» Антон Артемьев.

Недавно на сайте ФКР Москвы была опубликована интерактивная карта с домами, в которых в 2022–2023 годах будут заменены лифты. Всего на ней отмечено почти 1,7 тыс. многоэтажек. Большинство обладают девятью этажами, так как четверть века назад именно такой высоты чаще всего строились жилые дома. Карта замены лифтов показывает, по сути, то, как слой за слоем обновляется жилой фонд Москвы. Каждый год лифтам определенного поколения исполняются заветные 25 лет, и они уходят, освобождая место для новых, сверкающих и поющих. Те подъемники, что сейчас легко можно встретить в любом панельном доме окраины столицы, превосходят по своим техническим параметрам большинство европейских или американских собратьев.

В мире вопросом обновления устаревших лифтов централизованно ни в одной стране не занимаются. Видимо поэтому ни в одном международном рейтинге городов мы не нашли индекса, демонстрирующего темпы обновления лифтов в жилых домах или хотя бы отношение новых к тем, что отработали свой ресурс. Однако можно предположить, что Москва по темпам замены лифтов заняла бы лидирующие позиции.

realty.rbc.ru