Каждый третий лифт может стать причиной трагедии

В России сегодня почти каждый третий лифт исчерпал свои ресурсы и может стать причиной аварии. Более 160 тыс. подъёмников работают дольше установленного срока службы и нуждаются в неотложной замене. Совокупная стоимость замены лифтов оценивается в сотни миллиардов рублей. Бюджет в этом процессе участвует слабо, в итоге финансирование практически полностью легло на плечи россиян в рамках программы капремонта. Однако очевидно, что этих денег не хватает. При этом промедление и экономия могут оказаться фатальными, тем более что первые трагедии уже произошли.

По данным Ростехнадзора, при эксплуатации лифтов в стране в 2020 году произошло пять аварий, в результате которых два пассажира погибли, три человека получили травмы различной степени тяжести. Специалисты склонны считать, что речь идёт о несколько приглаженной статистике и в реальности таких инцидентов куда больше. Эксперты предупреждают: лифтовые аварии будут случаться чаще, поскольку техника не может бесконечно работать на пределе своих возможностей.

Лифт и ныне там

Сейчас в России больше 160 тыс. лифтов работают дольше срока годности и нуждаются в замене, к 2024 году их число вырастет до 200 тыс. При этом суммарная стоимость работ по замене всех этих лифтов до 2025 года составляет 360 млрд рублей – данные ранее привела председатель экспертного совета комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Ирина Булгакова.

В 2020 году в стране заменили 16 тыс. лифтов на сумму 34 млрд рублей, это 20 процентов от общей суммы, потраченной на капремонты.

В число регионов с самыми старыми лифтами вошли Архангельская, Мурманская, Нижегородская, Ивановская, Смоленская, Ярославская, Тульская, Самарская области и другие субъекты. В отдельных регионах износ лифтов превысил 70 процентов.

По данным общественного совета при Минстрое РФ, в число наиболее проблемных также входит Ульяновская область. К 2024 году здесь требуется заменить 3264 лифта, 71 процент от их общего количества, однако в 2020 году не заменили ни одного. Сложная ситуация и в Удмуртии: в республике в прошлом году были проведены электронные аукционы на замену семи лифтов, однако к 2024 году необходимо заменить 3111 подъёмников. Немногим лучше ситуация в Самарской области – там за минувший год обновили 116 лифтов, в то время как требуется замена 8224. В Минстрое указали: в 2020 году не поменяли ни одного лифта в Ивановской и Астраханской областях и Мордовии.

– В некоторых регионах ситуация с заменой лифтов очень тяжёлая и слабо меняется к лучшему, – подтвердила «Октагону» исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. По её словам, на обновление одного лифта в среднем требуется 2–3 млн рублей. – Это довольно большие деньги, они мало где находятся. Относительно благополучная ситуация складывается всего в нескольких регионах – например, в Москве и Подмосковье, – сказала она.

Вопрос денег по традиции оказывается самым тяжёлым, а в некоторых случаях – нерешаемым.

Помоги себе сам

– Основное финансирование работ по замене лифтов идёт в рамках взносов на капитальный ремонт, то есть это деньги, которые платим мы с вами, рядовые граждане, – пояснил изданию член Общественной палаты России Артём Кирьянов. Собираемых средств катастрофически не хватает, добавляет он, поэтому порой лифты не меняются десятилетиями либо в лучшем случае происходит косметический ремонт оборудования.

По словам Кирьянова, замена лифтов в жилых домах является «дорогой историей». Он напомнил, что длительное время лифтовое хозяйство страны было брошено на произвол судьбы, но после ряда трагедий лифты передали в ведение Ростехнадзора. Однако ситуация стала ещё более неоднозначной: с одной стороны, за этой отраслью усилили контроль, с другой – денег здесь не прибавилось.

– Ответственность за состояние лифтов лежит на собственниках жилья. Жильцы, в домах которых имеются спецсчета для сбора средств на капремонт, могут оформлять кредиты, чтобы заменить лифты, – говорит собеседник «Октагона».

Но пока такая ситуация выглядит скорее фантастической: мало кто может представить себе, что жители старой панельной многоэтажки дозреют до того, чтобы взять кредит на новый лифт для своего дома.

– Очевидно, требуется софинансирование бюджета. Обсуждалась схема финансирования через Фонд содействия реформированию ЖКХ, но там пришлось бы использовать очень сложный механизм, с лизинговыми схемами. Регионы не смогут работать по такой модели, – отмечает Светлана Разворотнева.

Она уверена, что без федерального финансирования проблему вряд ли удастся полностью решить, и добавляет, что медлить в этом вопросе нельзя: лифты продолжают ежегодно убивать россиян.

Для ускоренной замены лифтов в полном объёме необходима поддержка со стороны государства, так как самостоятельно, за счёт взносов граждан система капремонта с этой задачей не справится, подтвердила «Октагону» исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов Анна Мамонова.

Она сообщила, что в конце прошлого года были приняты изменения в правила предоставления финансовой поддержки на проведение капитального ремонта. Они касаются в том числе расширения направлений предоставления государственной поддержки. Таковую можно будет получить для софинансирования работ по замене лифтов – в размере не более 50 процентов от суммы софинансирования и не более 50 процентов от стоимости оборудования. Также предусмотрена поддержка для компенсации рассрочки оплаты выполненных работ по договору замены лифтов. Однако говорить о том, что новый инструмент стал массовым, пока не приходится.

Обслуживание на бумаге

Отдельная беда – обслуживание подъёмников. В Национальном лифтовом союзе (НЛС) уже не первый год сетуют на дефицит квалифицированных кадров в отрасли. Президент НЛС Виктор Тишин ранее публично заявил, что лица, отвечающие за безопасность техники, зачастую не проходят необходимое обучение и даже покупают удостоверения. В качестве иллюстрации Тишин привёл трагедию с обрушением лифта в столичном жилом комплексе «Алые Паруса». По его словам, электромеханику, который занимался там обслуживанием оборудования, «свидетельство о профессиональной подготовке принесли прямо на рабочее место: он не обучался ни одного часа». По оценкам главы НЛС, в подавляющем большинстве трагедий виноваты некачественное обслуживание и многочисленные нарушения.

Другой представитель НЛС, пожелавший сохранить инкогнито, подтвердил «Октагону», что в регионах действительно нет квалифицированных сотрудников:

– Особенно не хватает монтажников. Управляющие компании, обслуживающие дома, стараются сэкономить – очень часто заключают фейковые договоры с сомнительными компаниями. На деле никаких работ по обслуживанию [лифтов] не проводится, это происходит исключительно на бумаге. А деньги на эти нужды регулярно выделяются.

В Москве количество жалоб на проблемы с лифтами ежегодно достигает 3 тыс., такие данные приводит пресс-служба столичной жилищной инспекции. Как отмечают в ведомстве, обращения поступают даже из новостроек. Часто это связано с тем, что оборудование плохо отрегулировано.

Важно и другое: в стране на пять-шесть крупных производителей приходится в общей сложности более тысячи монтажных организаций. Причём большая часть из них не сертифицирована заводами-изготовителями. Это означает, что качество их работы практически невозможно контролировать.

Экс-сотрудник одной из поволжских управляющих компаний Вячеслав Веселов рассказал корреспонденту издания, что монтаж лифтов – куда более выгодный бизнес, нежели их производство.

«Например, стоимость производства одного стандартного подъёмника для обычной девятиэтажки составляет около 1 млн рублей, это без накруток. А монтаж обойдётся не менее чем в 700–800 тыс.».

Вячеслав Веселов | экс-сотрудник одной из поволжских
управляющих компаний

– При этом неверный монтаж даже качественного изделия в будущем грозит обернуться как минимум поломкой, а как максимум – большой бедой. По данным Ростехнадзора, около половины инцидентов с лифтовым оборудованием связаны как раз с некорректным монтажом, – пояснил собеседник.

Закреплённые в техническом регламенте Таможенного союза сроки обновления лифтового хозяйства в стране вновь перенесены с 2021 на 2022 год. При этом эксперты уверены, что этот перенос отнюдь не последний, поскольку установленные ранее требования вряд ли будут выполнены.

octagon.media