Кто и как уничтожают старейший лифтостроительный завод в Москве

Более 70 лет в Москве стабильно работал старейший лифтостроительный завод, выпускающий 500 лифтов в месяц, объединяющий в слаженном трудовом коллективе тысячу квалифицированных сотрудников. И вдруг, некие силы пытаются объявить предприятие банкротом. Кто и для чего? Попытаемся ответить на эти вопросы.

1 марта Московский арбитражный суд принял решения о банкротстве старейшего лифтостроительного предприятия – ПАО «Карачаровский механический завод» (Дело № А40- 195019/19-174-250 «Б»)
В некоторых СМИ были опубликованы по этому поводу информационные заметки, в которых вся вина о возможном банкротстве возлагалась на последнее руководство предприятия и его собственников в лице Марата Тохтиева и Александра Дзиова. Давайте посмотрим, насколько это соответствует действительности.
За свои 70 лет Карачаровский механический завод пережил многое: менялись политические режимы, руководители и масштабы, но ничто не затмит потрясений последних лет и событий марта 2022 года.
Не вдаваясь в глубокую историю, начнем с 2015 года, когда генеральным директором ПАО «КМЗ» был назначен Сергей Заика. Вдруг с банковских счетов предприятия стали списывать крупные суммы в пользу фирмы «Инвест» известного в Рязани предпринимателя Игоря Коськина. Именно с приходом С. Заики начались финансовые проблемы и многомиллионные кредиты Карачаровского механического завода. И это еще не все. На российском рынке лифтостроения сегодня можно насчитать четыре десятка игроков, выпускающих лифты. Но достаточно серьезных и влиятельных – от силы 4-5. В эту плеяду входят Карачаровский механический завод и Щербинский лифтостроительный завод. Два предприятия – флагманы производства лифтов в стране. Конечно же между ними постоянно идет конкурентная борьба за рынок. Посмотрим на «КМЗ». Неумелое, а порой просто преступное руководство заводом постепенно превратило некогда достойное предприятие в должника, на котором висит без малого 8 миллиардов рублей! Безусловно, долги нужно отдавать, а если нет, то предприятие будет названо банкротом, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Что и случилось три года назад. 26.07.2019 г. в Арбитражный суд города Москвы поступило заявление кредитора ПАО Банк «Возрождение» о признании должника ПАО «Карачаровский механический завод» несостоятельным (банкротом). Определением от 31.07.2019 г. заявление кредитора принято и возбуждено производство по делу №А40-195019/19–174-250 Б (Судья: Петрушина А.А.). И после этого на предприятии продолжали иметь место странные манипуляции. Фиктивные крупные премии руководящему составу завода, перекомплектация лифтов, странные, непонятные списания средств, кража «мозгов лифта», вывоз технологии и сопутствующего оборудования на сторону, вне заводских интересов. Не удивительно, что уже с 26.07.2019 года кредиторами предприятия была запущена процедура банкротства ПАО «КМЗ», а 15.02.2021 года — введена процедура наблюдения с назначением временного управляющего. Фактически кредиторами предприятия была попытка запуска процедуры банкротства ПАО «КМЗ». Однако объявить банкротом КМЗ на тот момент не представлялось возможным, поскольку он входил в перечень системообразующих предприятий. А согласно Постановлению Правительства РФ от 0304.2020 года № 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников» был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении должников включенных в перечень системообразующих организаций, утверждаемый Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики. К сожалению, 19.06.2020 года Карачаровский механический завод, по непонятным причинам, исключили из перечня системообразующих предприятий и 15.02.2021 года была введена процедура наблюдения с назначением временного управляющего. Все это время генеральным директором предприятия, согласно данным ЕГРЮЛ, являлся Сергей Заика.
10.06.2021 года в истории банкротящегося завода открылся новый этап. Собственником ПАО «КМЗ» и мажоритарным владельцем акций стал Александр Дзиов, столичный бизнесмен с корнями из Северной Осетии. Получив в собственность предприятие с кредиторской задолженностью превышающей 8 миллиардов рублей, Александр Дзиов поменял управленческую команду и запустил антикризисный план по выводу завода из состояния банкротства. Начали восстанавливаться утраченные связи с фондами капитального ремонта, с дилерами и поставщиками, взыскиваться долги по дебиторской задолженности, сокращаться административные расходы и очищаться закупочные схемы комплектующих. При этом своевременно выплачивались зарплаты всему тысячному штату работников предприятия и делались налоговые отчисления в бюджет. Антикризисная программа восстановления предприятия начала давать реальные результаты, планировалась модернизация производства, велась работа по устранению кредиторской задолженности.
Собственник и руководство завода неоднократно предпринимали попытки начать диалог по долгам предприятия с ДОМ.РФ — основным кредитором ПАО «КМЗ». Но Виталий Мутко — генеральный директор ДОМ.РФ отказывался от встречи. Тогда в ДОМ.РФ, владеющей АО «Щербинский лифтостроительный завод», по сути являющийся основным конкурентом Карачаровского завода, был отправлен проект мирового соглашения с планом погашения задолженности в течение четырех лет. За это время КМЗ был в состоянии полностью закрыть все долги, продолжая при этом модернизацию производства и развитие всего предприятия. Однако В. Мутко соглашение не рассмотрел.
Вместо мирового соглашения по выплате долгов на ПАО «КМЗ» прогремела другая новость. 01 марта 2022 года постановлением Арбитражного суда г. Москвы было принято решение о признании ПАО «Карачаровский механический завод» банкротом. Был назначен конкурсный управляющий — Д.В. Холин — и в срок до 6 месяцев предприятию была предписана ликвидация.
Действующее руководство ПАО «КМЗ», которое пришло на предприятие в июне 2021 года, когда завод уже находился в стадии банкротства, старалось повлиять на рассмотрение дела Арбитражным судом. Были предоставлены документы, подтверждающие проведение эффективной антикризисной программы, достигнутые финансовые показатели по безубыточности предприятия и план финансового оздоровление предприятия на 2022 — 2025 гг. Однако документы, предоставленные ПАО «КМЗ», судом рассмотрены не были, и процедура ликвидации организации — старейшего отечественного предприятия, лидера рынка лифтостроения России была запущена. 9 марта на заводе появился конкурсный управляющий. Сразу были опечатаны все помещения, работа предприятия встала, всем сотрудникам раздали на подпись уведомления об увольнении в срок до двух месяцев. Одновременно в соцсетях была запущена пропаганда от лица «нового руководства» КМЗ (в лице конкурсного управляющего), который якобы «заинтересован в том, чтобы завод продолжал свою работу». В интернете, на сайте «Агентства политических новостей» была опубликована статья, искажающая действительное положение дел на заводе. В ней обвинения в банкротстве ПАО «КМЗ» предъявлялось последней управленческой команде собственника Александра Дзиова и генерального директора Марата Тохтиева. От лица Тохтиева в адрес редакции «АПН» было отправлено письмо с требованием опровержения недостоверной информации, с угрозой подачи судебного иска по статье 128.1. УК РФ «Клевета». На это требование редакция «АПН» не отреагировала.

А нужен ли КМЗ в принципе, и стоит ли свеч игра по его спасению?
Работая на отечественных комплектующих, завод действительно является стратегически важным предприятием импортозамещения, особенно в условиях сегодняшних внешнеэкономических санкций. Продукция КМЗ успешно поставляется в новые жилищные комплексы, в здания коммерческого сектора, а также по государственной программе замены устаревшего лифтового оборудования. Несмотря на обременение процедурой банкротства, КМЗ остается одним из ведущих отечественных заводов и способен обеспечить бесперебойные поставки лифтов по заявленным объемам, без ущерба для качества и сроков. В конце концов, на заводе работают более тысячи квалифицированных специалистов лифтовой отрасли и их увольнение создаст дополнительное отягощение по безработице в стране.
Закономерно встает вопрос о том, кому может быть выгодна сознательная политика банкротства успешно действующего отечественного предприятия с импортозамещающей продукцией и тысячным штатом квалифицированного персонала. По чьей указке и кто прикладывают все силы, чтобы ликвидировать работающее отечественное производство в сложное для страны время? В пользу чьих монополистических интересов уничтожают российское предприятие в тот момент, когда Президент России говорит о мерах поддержки бизнеса, в условиях жесточайших санкций. Политика западных стран сегодня сводится к тому, что бы подорвать экономику страны. А в нашем случае, получается, что кто то играет на руку нашим врагам, добиваясь ликвидации действующего предприятия в угоду собственной прибыли.
Разумеется, журнал не в состоянии сейчас дать ответы на эти сложные вопросы. Но, взывая к отраслевому лифтовому сообществу, хотелось бы понять, как можно в угоду личным интересам, уничтожать то что верой и правдой служило в течении более 70 лет отечественной промышленности? Почему ради собственной выгоды нескольких предпринимателей нужно уничтожать тысячный коллектив успешного предприятия.
В ходе анализа ситуации с банкротством всплывают довольно интересные факты. Учитывая локацию КМЗ и растущую в цене стоимость столичной земли, на которой он расположен, можно предположить, что некие застройщики жилых комплексов уже потирают руки, смакуя баснословную прибыль. Вполне вероятно, что предварительные договоренности с конкретными застройщиками, уже кем то достигнуты. Далее, устранение конкурентов с рынка лифтостроения и утверждение монопольной составляющей в производстве, монтаже и обслуживании подъемных механизмов. Тут уже явно прослеживается тень «щербинки» и стоящих за ней влиятельных чиновников. Любыми путями, правдами-неправдами, боясь рыночной конкуренции, они готовы свалить Карачаровский механический завод, объявить его банкротом, не вдаваясь в подробности, кто виноват в огромных долгах предприятия. Более того, не желая идти на встречу тем, кто действительно хочет вытянуть завод из долговой ямы и сохранить трудовой коллектив старейшего предприятия России.