Замену европейским лифтам будут искать в Китае и Корее

Крупнейшие западные производители лифтов остановили поставки в Россию. Застройщики ищут замену на внутреннем рынке и в Азии. Девелоперы начали искать альтернативных поставщиков лифтов и деталей для них.

Почти 30% лифтов, установленных в России в прошлом году, привезли из-за границы, рассказал представитель Минпромторга. На лифты из дальнего зарубежья (Европы, США и других западных стран) пришлось 13% , еще 15% — на Белоруссию, отметили в ведомстве.
Российские застройщики, использующие европейские и американские лифты в своих проектах, уже начали искать аналоги, а производители — пути локализации недостающих деталей. Но в производстве лифтов на территории России около 30% импортных комплектующих, предупреждает гендиректор ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов. Западные компании, включая производителей лифтов, начали останавливать поставки в Россию в ответ на продолжающуюся специальную военную операцию на Украине. В целом, по подсчетам Fortune, с 24 февраля, когда началась спецоперация, 165 иностранных компаний полностью прекратили работу в России, 186 компаний приостановили операции и еще 26 сократили некоторые операции и заявили об остановке инвестиций.
Американская Otis на прошлой неделе перестала принимать новые заказы на лифты и эскалаторы. В компании заверили, что продолжат выполнять существующие договоренности и «по мере возможности» предоставлять услуги по техническому обслуживанию оборудования. По данным Otis, доля России в выручке компании составляет около 2%. Otis — единственная зарубежная компания, у которой здесь локализовано производство лифтов, она собирает их в Петербурге. Среди лифтов, установленных в России в 2021 году, на Otis приходится около 16%, и большинство из них произведено в России.
У Otis есть совместное производство с ЩЛЗ «Щербинка Отис Лифт» (у Otis — 55%, у российской компании — 45%), которое производит лебедки для лифтов. Этот завод продолжает работать и принимать заказы, говорят в пресс-службе ЩЛЗ. В пресс-службе Otis не ответили на вопрос о работе этого производства, сославшись только на официальное сообщение компании о приостановке новых контрактов в России.
Финский производитель лифтов и эскалаторов KONE также временно прекратил поставки в Россию и подписание новых контрактов. На компанию в 2021 году пришлось, по данным Российского лифтового объединения, менее 2,5% российского рынка. В российской пресс-службе KONE отмечают, что компания остается на российском рынке, но не уточняют, когда поставки будут возобновлены. Немецкая TK Elevator (бывшая Thyssenkrupp Elevators) заявила, что немедленно ставит на паузу новый бизнес в России.
В России продолжает работать представительство швейцарской компании Schindler, компания исполняет заключенные договоры на поставку, монтаж, обслуживание лифтового и эскалаторного оборудования. В сообщении российского представительства не сказано, принимает ли компания новые заказы, штаб-квартира компании не делала заявлений. О приостановке поставок в Россию не заявляли и некоторые другие европейские производители лифтов, например греческая Kleemann и французская Sodimas. Доли этих производителей на рынке в прошлом году составили менее 1% (у каждой).
Лифты, произведенные западными компаниями, в России используются прежде всего в коммерческом строительстве, например для торговых и бизнес-центров, высотных зданий, а также для жилья в ценовом сегменте выше среднего.
По данным Российского лифтового объединения, доля импортных составляющих в российских производствах лифтов составляет около 30%. В основном это лебедки, которые поднимают кабину лифтов. Российские производители зачастую закупают их в Италии, а также в Корее, Китае и Турции. В России есть заводы, которые готовы изготавливать лебедки для лифтовой отрасли. «Но здесь нужна будет поддержка Минпромторга как с точки зрения гарантирования объемов заказов, так и денег на модернизацию», — считает Харламов. Кроме того, в станциях управления лифтами используется микроэлектроника из Китая и Тайваня. «Если будут остановлены поставки этой микроэлектроники, возникнут сложности у производителей станций управления для лифтов», — предупреждает эксперт. Проблемы с чипами начались еще год назад, а сейчас запасы у производителей, по его оценкам, есть на три-шесть месяцев.

rbc.ru