Куда делись российские безредукторные лебедки? Да и были ли они?

Крупнейшие западные производители лифтов остановили поставки в Россию. Отечественные застройщики ищут замену на внутреннем рынке, а также в Китае, Корее и Турции.

У нас есть заводы, чтобы делать комплектующие и запчасти, но им помочь надо. Проблем нет, но есть нюансы. Такова ситуация с лифтами в России. Несмотря на высокий уровень локализации, российские производители лифтов и комплектующих говорят о риске дефицита деталей. Примечательно, что в пресс-службе Минпромторга журналистов заверили: «критических проблем с поставками импортных комплектующих не наблюдается… В случае их возникновения нами будут рассмотрены альтернативные рынки». 

Откуда такая уверенность у чиновников? Может, они не считают нужным обеспокоиться, поскольку еще весной 2017 года было объявлено: отрасль лифтостроения в России на подъеме и полностью завершила импортозамещение. Об этом сообщали СМИ в корреспонденциях с выставки Russian Elevator Week-2017. В частности, приводилось мнение председателя конкурсной комиссии, заместителя директора института инженерно-экологического строительства и механизации, а ныне еще и профессора кафедры «Строительные и подъемно-транспортные машины» МГСУ Михаила Степанова: «В лифтостроении произошло реальное замещение импорта».

И вроде это был действительно очевидный прорыв. Эксперты отмечали, что, если сравнительно недавно конструкторы выбирали между европейской и корейской, в крайнем случае, белорусской лебедкой, то теперь этот механизм стали изготавливать несколько российских заводов. В том числе более современные и более сложные безредукторные лебедки. 

Компания «Европейские подъемные машины» (Ярославская обл., г. Тутаев) продемонстрировала совершенно новый образец безредукторной лебедки. На стенде компании рассказали, что изначально они ориентировались на конструкцию фирмы Otis. Но оказалось, что мирового лидера лифтостроения уже обошел Сарапульский электрогенераторный завод, который стал выпускать безредукторные лебедки серийно. Эксперты отметили, что по ряду показателей они превосходят аналоги Otis — наши более бесшумны, меньше вибрируют. И где теперь все эти прорывные новшества? Прошло пять лет, как на экспертном уровне было зафиксировано «реальное замещение импорта в лифтостроении». А лифт, как говорится, и ныне там.

По данным Российского лифтового объединения, на сегодняшний момент доля импортных составляющих в российских производствах лифтов составляет около 30%. В основном это лебедки, которые поднимают кабину лифтов. Российские производители зачастую закупают их в Италии, а также в Корее, Китае и Турции. Отметим, что не просто лебедки, а безредукторные лебедки отечественные заводы начали серийно выпускать еще пять лет назад. Они их «налево» что ли продавали? Их, может, проигравший технологическую гонку Сарапульскому заводу Otis выкупал — у своего «победителя»?

Почти треть лифтовой отрасли — импортная. Насколько все это критично в условиях санкций? И стоит ли теперь россиянам, входя в лифт, ожидать неприятных сюрпризов?

— Лифт — это такой социально значимый объект, который нельзя остановить даже на относительно недолгое время. Но, к сожалению, на данный момент нет четкой информации от наших производителей лифтов и комплектующих о том, как они — справятся или не справятся, ищут ли какие-то пути решение возникших проблем? — отметил эксперт Национального Лифтового Союза, Алексей Зоточкин:

— Упрекнуть наших производителей лифтов в импортной зависимости сложно. Нет ни одного завода в мире, который делал бы полностью все у себя, имел бы полный производственный цикл. Скажем, даже в Финляндии KONE — это разукрупненное производство, разные цеха в разных странах находятся. Многим заводам просто выгодно частично переносить производство, например, в Китай. 

svpressa.ru