Лифты под контролем сенаторов

20 мая под руководством председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрея Шевченко состоялось совещание, посвященное модернизации и замене лифтов и лифтового оборудования в многоквартирных домах.

В совещании участвовали члены комитета, представители Министерства финансов России, Минпромторга, Минстроя России, государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, акционерного общества «ДОМ.РФ», субъектов Российской Федерации, институтов развития жилищно-коммунальной отрасли, руководители заводов-изготовителей лифтов и сервисных организаций, Национального Лифтового Союза и Ассоциации «Российское лифтовое объединение». 

Как сообщил Андрей Шевченко, до 2024 года нужно заменить почти 103 тысячи лифтов в МКД на сумму более 171 миллиарда рублей. Однако средства федерального бюджета на эти цели не выделяются.

По мнению сенатора, в этой связи, учитывая санкционное давление на российскую экономику, надо создать постоянно действующую – на срок не менее трех лет – систему оказания регионам финансовой помощи на модернизацию и замену лифтов.

Для этого требуются решения, эффективные в непростой финансовой ситуации, на фоне необходимости поиска альтернатив импортному оборудованию и комплектующим.

«Важно продолжить работу по расширению практики прямых закупок лифтов у заводов-изготовителей, а также рассмотреть возможность расширения применения механизма факторинга при замене лифтов. Кроме того, следует выработать меры по поддержке отечественных заводов-изготовителей лифтов и комплектующих для увеличения объемов производимой продукции, расширения импортозамещения и снижения себестоимости продукции», – подчеркнул Андрей Шевченко.

Член комитета Сергей Лукин заявил, что сейчас главный вопрос – найти способ финансирования, так как за счет региональных операторов и бюджетов проблему решить невозможно. В 22 регионах страны лифтовой парк изношен более чем на 50%, а в некоторых износ доходит до 70%. При этом бюджет многих регионов не позволяет выделять финансовые средства на модернизацию лифтового хозяйства.

В 2021 году государственная поддержка работ по капитальному ремонту и замене лифтов осуществлялась за счет средств Резервного фонда Правительства России в сумме 750 млн руб., а также за счет неиспользованного остатка от ранее выделенных средств Фонда ЖКХ, рассказал заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Алексей Ересько. По состоянию на 1 мая текущего года Фонд ЖКХ одобрил господдержку на сумму 1,2 миллиарда рублей – для замены 2,4 тысяч лифтов. 81% оборудования уже введен в эксплуатацию.

Генеральный директор Ассоциации «Российское лифтовое объединение», исполнительный директор Национального Лифтового Союза Пётр Харламов позже напомнил, что круглый стол с лифтовой повесткой на площадке Совета Федерации впервые состоялся в ноябре 2021 года в формате видеоконференции. На нем удалось выявить основные трудности лифтовой отрасли и сформулировать несколько рекомендаций по их устранению.

На майском совещании лифтовая тематика в основном рассматривались в разрезе капремонта.

Представители НЛС и РЛО 20 мая продемонстрировали презентацию, из которой следовало, что за пять месяцев текущего года по данным электронных торговых площадок в стране прошли аукционы на замену 2527 лифтов.

По сравнению с теми же периодами 2020 и 2021 годов закупки сократились на 52% и на 71% соответственно. В НЛС и РЛО полагают, что столь заметное снижение объясняется значительным ростом цен на лифты. Всего лишь за первый квартал 2022 года они в среднем поднялись на 30%, в то время как, например, за весь 2021 год – только на 20%.

Особую тревогу вызывает то, что в 12 субъектах, в частности, в Алтайском крае, Самарской, Свердловской областях аукционы на замену 497 лифтов не состоялись вообще, что, очевидно, связано с тем же самым ценовым фактором.

При подготовке предложений для деловой встречи (см. приложение) специалисты двух отраслевых общественных объединений исходили из того, что гражданам России важно гарантировать безопасность при пользовании вертикальным транспортом вопреки всем вызовам. В тоже время они отчетливо осознавали, что без государственного софинансирования заменить более 100 тысяч лифтов до февраля 2025 года (перенос на 2027 год срока приведения лифтов в соответствие с требованиями техрегламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» уже обсуждается) нереально, поэтому в пакете инициатив НЛС и РЛО оказалось немало пунктов финансового содержания.

Пётр Харламов перечислил некоторые из них, например, рекомендуется включить в план федерального бюджета страны на 2023 год софинансирование замены лифтов в рамках программ капремонта многоквартирных домов, одобрить выделение средств на эти же нужды из Резервного фонда Правительства России в 2022 году, в том числе с применением факторинга.

Т.к. многие нуждающиеся в замене лифты находятся в МКД со спецсчетами, предлагается частично оплачивать их замену из бюджетов субъектов и муниципалитетов, ввести нулевую ставку НДС на работы по замене механизмов такой категории и включить упоминание о спецсчетах в Постановление Правительства России от 05.05.2022 г. № 813 (увеличение авансирования).

Среди тезисов в области импортозамещения и сервиса – внедрение практики параллельного импорта лифтовых комплектующих и компонентов, принятие на государственном уровне мер, благоприятствующих развитию отечественного производства лебедок и особенно частотных преобразователей, развитию российской микроэлектронной промышленности, индексация стоимости работ по техобслуживанию и текущему ремонту лифтов с учетом инфляции и роста стоимости запчастей.

Первый вице-президент Национального Лифтового Союза, генеральный директор АДС «СО «Лифтсервис» Алексей Захаров выделил несколько ключевых моментов в докладах, составленных НЛС и РЛО.

Во-первых, в них отражалась мысль о том, что российская лифтовая промышленность не полностью загружена заказами и вполне способна производить до 50-60 тысяч лифтов в год.

Ее подтвердил заместитель Министра промышленности и торговли РФ Михаил Иванов, сообщивший, что сейчас в стране ежегодно вводится в эксплуатацию около 46 тыс. лифтов, из них 34 тыс. – продукция российских предприятий. «Сегодня наши предприятия выпускают в год около 50 тысяч лифтов, что полностью покрывает потребности российского рынка. Однако мощности отрасли позволяют нарастить объемы продукции и максимально уйти от импортных составляющих и комплектующих», – уверил Михаил Иванов.

Во-вторых, по словам Алексея Захарова, очень важным было лишний раз удостоверить, что профессиональное монтажное сообщество в России достигло достаточно высокого уровня развития. Примерно 46 тысяч ежегодно монтируемых и вводимых в эксплуатацию лифтов нельзя сбрасывать со счетов, поэтому с восклицаниями о том, что в стране якобы нет квалифицированных монтажников или их недостаточно, что во главе процесса замены лифтов при капремонте надо непременно ставить заводы-изготовители, в НЛС и в РЛО категорически не согласны.

Если разбираться в природе капитального ремонта МКД и программ замены лифтов, объяснил Алексей Захаров, то реальным генподрядчиком оказывается организация, осуществляющая монтаж-демонтаж лифтов, а их производители обычно выступают в роли субподрядчика – поставляют только оборудование.

Более того, статистика свидетельствует, что при ощутимом падении объема закупок лифтов для капремонта за первые пять месяцев 2022 стоимость оборудования выросла практически в два раза.

Например, если ранее лифт в среднем стоил 1,3-1,6 млн рублей, то сейчас коммерческие предложения со стороны заводов начинаются от 2,7-2,9 млн рублей. То есть возлагать вину за удорожание процесса замены лифтов исключительно на монтажников, на некую цепочку посредников, некорректно.

Первый вице-президент НЛС прогнозирует, что ставка в пользу 2-5 крупных лифтостроительных производств как главной движущей силы кампании по замене лифтов ущемит интересы и рынка, и малого бизнеса.

Первые 6-7 компаний в списке отечественных производителей лифтов суммарно занимают примерно 80% рынка, но если опустить планку производства, допустим, до уровня в 50 лифтов в год, то список лифтостроительных предприятий расширяется более чем на 100 позиций, из которых порядка 25 – квалифицированные производители, отобранные для участия в программах капремонта МКД. При неблагоприятном сценарии все они рискуют пострадать.

В глобальном плане профессионалы НЛС и РЛО приоритетными отраслевыми задачами видят удержание стоимости лифтового оборудования в допустимых границах, сохранение сформировавшегося рынка подрядчиков от обрушения, недопущение недобросовестной конкуренции в лифтовом бизнесе и равномерное распределение ресурсов господдержки по всему лифтовому комплексу без долевого доминирования, допустим, структур-изготовителей лифтов.

lift.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *