Кого затронут сложности с лифтовым импортом?

С весны ситуация на российском лифтовом рынке серьезно изменилась. Важнейшим событием стал уход с него ряда крупных зарубежных производителей, закрывавших немалую долю потребностей в рамках реализации государственных задач по модернизации и обновлению парка подъемных устройств в стране.

По данным Национального лифтового союза (НЛС), из 45 892 лифтов, введенных в стране в эксплуатацию в 2021 году, 75% (34 402 штуки) были произведены в России и еще 12,6% (5 779) — в Белоруссии. Лидировал среди отечественных производителей Щербинский лифтовой завод (ЩЛЗ), на который пришлось 20% (9 193) замен и установок новых лифтов в многоквартирных домах (МКД). При этом доля Otis являлась составной частью внутреннего производства, и на компанию приходилось 16%, или 7 295 новых изделий из упомянутых 75%. Далее, свои существенные доли рынка традиционно делили Карачаровский, Московский, Серпуховский заводы и другие крупные российские производители. Что касается прочих западных компаний, покинувших российский рынок, то финская Kone занимала на нем 3% (1 132 лифта), немецкий ThyssenKrupp Elevator — 1,1% (526), швейцарский Schindler— 0,7% (343), а греческий Kleemann — 0,4% (182 лифта). Справедливости ради, Kone и ThyssenKrupp Elevator ранее официально заявили лишь о временной приостановке работы в России, но надеяться на скорое возобновление их деятельности пока, скорее всего, не приходится. Таким образом, на долю перечисленных западных производителей в прошлом году пришлось 21,2% поставок. Это много, но более подробное рассмотрение структуры замен с участием этих фирм показывает, что их продукция в подавляющем большинстве случаев устанавливалась в зданиях повышенной этажности и на других объектах, где по грузоподъемности, скорости и другим условиям работы предъявляются требования, которые излишни в домах массовой застройки.

Как результат, ряд застройщиков уже заявил о задержках с поставками лифтов в дома премиум-класса. «Проекты строительства высокоэтажных зданий не один год делаются, по щелчку в феврале-марте произошел одномоментный отказ ведущих производителей от поставки нового оборудования, — констатировал первый вице-президент НЛС Алексей Захаров. — Сложность в том, чтобы найти лифты, которые бы соответствовали по размерам шахты, по скоростным параметрам этим зданиям. Будет тяжело найти аналог, потому что каждый проект уникальный. Сроки сдвинутся однозначно».

Впрочем, девелоперы уже начали искать альтернативные решения. Как сообщил директор департамента строительства Glincom Алексей Солодовников, сейчас для проектов компании идет поиск новых лифтовых поставщиков на азиатском рынке — и можно не сомневаться, что он увенчается успехом. Другое дело, что качество продукции новых партнеров может отличаться не в лучшую сторону по сравнению с изделиями производителей с именем, в том числе это касается китайских лифтовиков. Хотя, стоит признать, что отчасти такая репутация является следствием поставок на российский рынок в прошлые годы лифтов небольших компаний из Поднебесной и сложностями с последующим их сервисным обслуживанием, когда возникали ситуации, что невозможно было потом даже отыскать фирму-производителя, чтобы заказать нужные запчасти. Если же наладить системное сотрудничество с ведущими китайскими компаниями и организовать сертифицированную систему сервиса, то качество поставляемой ими продукции вряд ли будет вызывать серьезные нарекания.

Значительно большие опасения вызывает зависимость отечественного лифтостроения от иностранныхкомплектующих. Российские заводы в последние годы планомерно проводили политику импортозамещения, но успехи на этом направлении носят ограниченный характер. Так, ЩЛЗ освоил выпуск безредукторных лебедок. Но сказать, что это полностью российское изделие, пока нельзя: вся электроника для отечественных лифтов идет из Азии, риски с ее поставками вряд ли существенны, но считать нормой ситуацию с такой 100-процентной зависимостью от импорта тоже нельзя.

В целом, 10% деталей в лифтах, предназначенных для массовой застройки, импортного производства. В коммерческом сегменте, где больше высокоскоростных лифтов (со скоростью больше 2 м/c), эта доля — 30% и выше.

Пока же кроме локальных задержек с поставками импортных лифтов застройщиков беспокоит и возросшая стоимость новой продукции. Удорожание затронуло и отечественные модели лифтов, прибавившие в цене 20% и более, что ставит под вопрос соблюдение планов обновления парка в МКД. Поэтому данный вопрос находится теперь в поле зрения правительства. Так, в начале мая Фонд содействия реформированию ЖКХ выделил для этого «компенсационные» 1,2 млрд рублей, а для решения проблемы финансирования замены лифтов в Госдуме РФ была создана рабочая группа, в которую помимо депутатов вошли представители Минпромторга, Минстроя, Ростехнадзора и Росстандарта.

Алексей ЗАХАРОВ, первый вице-президент Национального лифтового союза: «Пока нельзя сказать, что наша промышленность готова в обозримом будущем наладить производство высокоскоростных лифтов. Их выпуск — это высокобюджетная сфера, требующая серьезных финансовых вливаний, и НЛС обращался несколько раз в правительство за поддержкой. За прошедшие пять-шесть лет были предприняты определенные шаги в этом направлении. Но, на мой взгляд, их недостаточно»

 

stroygaz.ru