Уход с российского рынка фирмы ОТИС – что ждет лифтовую отрасль

Какую форму примет расставание американского производителя лифтов Otis с российским рынком? Активы компании приобретает российский холдинг. Эксперт НЛС обрисовал перспективы российского лифтового хозяйством после ухода «ОТИСа»

Как говорится, хорошо, когда ясность: о том, что так или иначе американцам придется из России уходить, стало понятно еще в марте этого года. Что будет дальше с российским рынком лифтов и лифтового сервиса. Новые контракты в России Otis не заключал с начала марта, однако до сих пор аккуратно исполняет обязательства по действующим. В частности, поставляет запчасти. Но делать это, как и пояснили представители фирмы, все труднее по причине экономических и логистических санкций.

Оценив масштаб кризиса, в том числе «сбои в цепочках поставок и ужесточение правил», корпорация пришла к выводу, что «владение Otis бизнесом в России больше не является устойчивым», — говорится в сообщении компании. 100% российского бизнеса Otis продано российскому холдингу S8 Capital, и министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров охарактеризовал сделку как важную для всей отрасли. По словам чиновника, российская площадка, принадлежавшая Otis, «сохраняет полную работоспособность: остается производственное оборудование, технология, сохраняются компетенции и рабочие места».            В тактическом смысле речь идет не об уходе, а наоборот, о возобновлении деятельности: принимать заказы и производить новые лифты, как обещает Мантуров, начнут с 1 августа. Отраслевые эксперты уверены в том же: речь не о разрушении, а о старте новой схемы работы. «Компания «Отис», очевидно, пошла по тому же пути, что другие компании: чтобы сохранить лицо перед своими заказчиками на Западе, объявили о продаже бизнеса, но, скорее всего, присутствие на рынке сохранят», — сказал «МК» Алексей Захаров, первый вице-президент Национального лифтового союза. По его словам, перемена названия возможна, но просто так уйти «Отис» не может.

— У них в России работает два завода, цех по производству лебёдок (совместный с Щербинским лифтовым заводом), а также завод полного цикла в Санкт-Петербурге, — перечисляет эксперт. — Эти предприятия работают очень давно, и оснований подозревать, будто их уничтожат, пока нет. Уникальные запчасти и сейчас, и в будущем возможно возить по схемам параллельного импорта, тем более что Otis от своих обязательств перед российскими клиентами не отказывался, подчеркивает эксперт. О лифтовом сервисе нужно сказать подробнее: вот уже несколько лет как Otis в России практически не обслуживает массовые лифты.

Сможем ли мы прожить без «Отиса»? Сейчас — конечно, да, вот в начале девяностых это была бы реальная потеря. В 2021 году, из 46 тысяч лифтов, закупленных в России для плановой замены, 34 тысячи были российского производства, еще 7000 белорусских. Это означает, что даже в случае перебоев с поставками «бывшего Отиса» нарастить производство будет не так уж сложно.

mk.ru