Как в Петербурге решают проблему с повально сломанными лифтами

Каждый шестой домовый подъёмный механизм в Северной столице, согласно официальным данным, требует замены. Городской центр экспертиз показал, что изношены 49% из них – половина. На новые или ремонт старых нужны миллиарды. Где их найти?

Когда в одном из петербургских домов сломался грузовой лифт, нагрузка на маленький подъёмник возросла так, что и он укатался практически до издыхания. Местная жительница Инна Синицына вспоминает: женщине с 16-го этажа как-то раз стало плохо — почти душу богу отдала, потому что врачи не могли затолкать в небольшую кабину каталку. Но это проблема, конечно, не одного дома — она приобретает общегородской масштаб. В Петербурге истекает срок эксплуатации у семи тысяч лифтов. Учитывая, что изношены почти половина, получается, что в ближайшее время нужно заменить каждый шестой.

Жилищный комитет Северной столицы запросил на эти цели дополнительные 6 млрд рублей. По техническому регламенту лифты, отслужившие 25 лет и более, должны меняться на новые. Дальше заводская гарантия на них не распространяется. Но четверть века — далеко не всегда предельный возраст для замены.

— Если финансовые возможности эксплуатанта или управляющей компании не позволяют произвести замену лифтов в установленные сроки, то в этом случае происходит его освидетельствование и продление эксплуатации на год, но тогда необходимо провести все работы, — отмечает Константин Крохин, член Комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ Торгово-промышленной палаты РФ.

В Петербурге отслужившие своё подъёмники пытаются реанимировать как могут. Ещё в одном доме жителей давно пугает зловещий скрежет в шахте, что неудивительно — лифту больше тридцати лет.

— Поступают такие сведения, что в том или ином здании упал лифт, но потом, при проведении проверок, как правило, выясняется, что это не падение, а срабатывание одного или нескольких устройств безопасности. Когда автомобиль попадает в аварию, у него срабатывают подушки безопасности, да, в этом случае бывает, что человек может получить некоторого рода травмы. Но основная задача выполняется — сохраняется человеческая жизнь. То же самое и на лифтах, — рассказал Алексей Зоточкин, замгенерального директора Ассоциации «Лифтсервис».

Внеплановый ремонт сломанного лифта — ответственность управляющей компании. И если она не реагирует на обращения, то нужно — жаловаться в Жилинспекцию, Ростехнадзор, прокуратуру и администрацию района. Лучше сразу во все инстанции. Так быстрее всё исправят.

Если не выделят дополнительные средства, о чём просит Жилком Петербурга, то «ветхий список» пополнят лифты не только в домах-памятниках. Ведь по статистике каждый год в Северной столице заменяют примерно по 1,3 тыс. подъёмников — и этого недостаточно. К 2025-му году работу многих из них, чей ресурс продлевался из года в год, придётся остановить.

78.ru