Кто ответит за лифтопад в Краснодаре

В последние несколько месяцев в Краснодаре произошло несколько ЧП с подъемными механизмами. Что тому причиной и кто в этом виноват, разбирались «Краснодарские известия».

В октябре прошлого года в ЖК «Ясный» на Гидрострое молодой человек едва не стал жертвой неисправного лифта, который начал движение в тот момент, когда он входил в кабину. В последнюю секунду мужчина выскочил из нее, иначе мог просто погибнуть. Второй инцидент зафиксирован 8 января на Зиповской: лифт с девушкой внутри пролетел этаж, прежде чем сработал защитный механизм. Третий случай произошел в момент, когда верстался номер: в лифте в районе Немецкой деревни застряла девушка подросток.

Виновных оштрафуют

На днях в Краснодаре в большом микрорайоне ЖК «Репино», в многоэтажке на улице Зиповской, 34/1, оборвалась кабина грузового лифта, в которой в этот момент находилась девушка. Подъемник пролетел с 13-го на 12-й этаж, сработала система безопасности, и кабина остановилась. Пассажирка не пострадала, но ей потребовалась психологическая помощь.

Как сообщается в одном из популярных краснодарских пабликов в социальных сетях, проблемы с лифтами в 25-этажном жилом доме существуют давно. Так, по словам жильцов, в подъезде, в котором случилась авария с грузовым лифтом, с 19 декабря не работал пассажирский лифт. Жильцы обращались в различные инстанции и жаловались на управляющую компанию — ООО «Репино». Но лифт не заработал и после новогодних праздников. По факту инцидента прокуратура Краснодарского края начала проверку, чтобы установить причины произошедшего. — Перетерся один из десяти тросов, удерживающих лифт, из-за чего произошло экстренное торможение механизма, — уточнили в пресс-службе ведомства. — Ведется проверка, в результате которой будет дана оценка обслуживанию лифта.

В управлении по жилищным вопросам мэрии города рассказали, что 10 января 2023 года в отношении ООО «Репино» провели проверку на предмет безопасного использования лифтового оборудования в многоквартирном доме на ул. Зиповской, 34/1.

— По ее результатам были выявлены нарушения соблюдения лицензионных требований при управлении многоквартирным домом, которые допустило ООО «Репино»: пассажирский и грузовой лифты находятся в нерабочем состоянии, — рассказал начальник управления Павел Абрамчик. — Это серьезное нарушение. Также в ходе проверки выяснилось, что в июле 2022 года при проверке лифтового оборудования в многоквартирном доме обнаружили дефекты и нарушения, которые за полгода так и не устранили.

Собеседник добавил, что ООО «Репино» выдало предписание об устранении нарушений. Материалы проверки направлены в Государственную жилищную инспекцию. Сотрудников компании, причастных к нарушениям, привлекут к административной ответственности.

Срок службы — четверть века

Как сообщили «Краснодарским известиям» в Фонде капитального ремонта Краснодарского края, в 2022 году в многоквартирных домах кубанской столицы обновили 159 лифтов в 50 домах. На каждом объекте подрядчики полностью заменили оборудование: кабины, элементы автоматизации и диспетчеризации, машинные помещения. Новые лифты российского производства отвечают требованиям безопасности и энергосбережения. Их кабины оборудованы светодиодными лампами, кнопками со шрифтом Брайля, аудио-диспетчером, который сообщает этаж. 

— Установка лифта — это вид работ, который связан с безопасностью жизни людей, он под особым контролем, — прокомментировал генеральный директор фонда Михаил Лысенко. — На каждом этапе специалисты оценивают качество оборудования и его монтажа, изучают техническую документацию. В домах, где есть и пассажирский, и грузопассажирский лифты, их меняют поэтапно. Он добавил, что в 2023 году в Краснодаре планируется заменить 232 подъемника в 97 многоквартирных домах. Все лифты с истекшим межремонтным сроком эксплуатации, который составляет 25 лет, должны заменить до конца 2025 года. Всего в рамках региональной программы капремонта в крае заменили более 2 тыс. лифтов в 771 многоквартирном доме на общую сумму примерно 4 млрд рублей.

Сродни изношенной резине

Представители сервисных и обслуживающих организаций считают, что поводов для беспокойства у краснодарцев быть не должно. Так, в филиале компании по продаже лифтового оборудования пояснили, что пассажирский и грузовой лифты — одни из самых надежных инженерных конструкций и упасть без весомых причин механизм не может. Только в результате диверсии. 

— Я не владею картиной полностью, не знаю, как обслуживались лифты и его механизмы, вовремя ли их заменяли. Если говорить о тяговых канатах, один из которых оборвался, то их нормативный срок службы 5 лет — как у изношенной резины автомобиля. Их нужно вовремя менять, — пояснил технический директор компании Роман Мачулин.

Эксперт добавил, что в Краснодаре сегодня работает 50 организаций, которые занимаются обслуживанием городского лифтового хозяйства. 

— Да, есть некоторые проблемы с комплектующими, которые ранее поставлялись из Европы (в основном — электронные узлы), — добавляет Мачулин. — Это связано не столько с санкциями, сколько с выросшими на них ценами. Так, частотный преобразователь (отвечает за плавность пуска/остановки лифта) стал дороже в 3-10 раз — от 200 до 700 тысяч рублей. Но ситуация не критичная. Запас узлов, по крайней мере, мы создали. Сейчас краснодарские сервисные компании активно ищут аналоги комплектующих на азиатских рынках. 

Собеседник говорит, что работа лифтов регламентируется множеством нормативно-правовых актов. Так, любая управляющая компания может в любой момент провести независимую экспертизу, которая оценит качество работы лифтовой компании.

ki-news.ru