Быстрые, красивые, экстремальные: самые интересные факты о лифтах

По всей стране тысячи работников лифтового комплекса справили свой профессиональный праздник День работников лифтового хозяйства. Каждый по своему отметил этот день. А интернет-портал «Петербургский дневник» собрал интересные сведения о вертикальных подъемниках.

1 февраля 1949 года Совет Министров СССР утвердил постановление «Об организации производства лифтов», подарив тем самым профессиональный праздник для всех сотрудников отрасли. В честь знаковой даты «Петербургский дневник» подготовил топ-5 интересных фактов о лифтах, которые вам никто не рассказывал.

Самые первые

Обычно изобретение лифтов приписывают американскому механику Элишу Грейвсу Отису, что не совсем правда. Он разработал систему так называемых ловителей, которые задерживали груз при обрыве троса или каната, что было залогом безопасности подъемного механизма. В 1854 году на выставке в Нью-Йорке он заставил публику содрогнуться, когда встал на открытую платформу подъемника, приказал помощнику обрубить канат механизма и остался на месте, а не провалился в шахту.

Это, безусловно, стало важным шагом в развитии лифтового оборудования, а также архитектуры в целом (ведь появилась возможность строить здания практически любой высоты), однако первые упоминания о различных подъемных устройствах датируются в источниках, написанных еще до нашей эры. В частности, древнеримский архитектор Марк Витрувий Поллион описывал подъемный аппарат, который построил ученый Архимед в 239 году до нашей эры. Еще раньше аналоги современных лифтов использовались при строительстве египетских пирамид.

Кулибин раньше Отиса

Санкт-Петербург можно назвать лифтовой столицей страны, потому что первый в Российской империи пассажирский подъемный механизм появился именно у нас. В 1795 году изобретатель Иван Кулибин разработал конструкцию винтового пассажирского лифта для Зимнего дворца, чтобы 66-летняя на тот момент императрица Екатерина II не тратила силы на ходьбу по лестницам. Архитекторы и механики идею оценили, однако, в отличие от США, бума на строительство лифтов у нас не случилось – Петербург никогда не был высотным городом, да и остальная Россия в ХVIII веке тоже: пространства было достаточно, поэтому строить небоскребы резона не было.

Некоторые вспоминают подъемный механизм в Петергофе, установленный еще при Петре Великом, однако лифтом конструкцию назвать сложно. Это был обеденный стол на 14 персон, который слуги поднимали на разные этажи с помощью особого механизма. Для перевозки людей или каких-то грузов конструкция не использовалась.

Первый электрический

Первый электрический пассажирский лифт сделала немецкая компания Siemens&Halske в 1880 году. Этот лифт поднимался на 22 метра за 11 секунд, и эта скорость впечатляла многих современников. Первый электрический лифт под маркой Otis был запущен только в 1889 году.

Компания Siemens&Halske работала не только в Европе, но и в Российской империи. В Доме Мертенса на Невском проспекте, 21, до сих пор работает лифт Siemens&Halske, установленный в 1907 году. По мнению корреспондента «Петербургского дневника», этот лифт является самым красивым из ныне действующих. Siemens&Halske изначально задумывала его как премиальный, поэтому кабина лифта сделана из красного дерева, а внутри нее располагается диванчик, обтянутый красной кожей.

Ставка на скорость

В 2014 году японская компания Hitachi Ltd представила лифт, который поднимается со скоростью 72 километра в час, то есть 1200 метров в минуту, что стало абсолютным рекордом. Впрочем, спускается разработка Hitachi Ltd вдвое медленнее.

С 2016 года такие лифты работают в 530-метровом финансовом центре Guangzhou CTF Financial Center, который располагается в китайском городе Гуанчжоу.

Самый, самый, самый

Лифт Байлун или, как его еще называют, Лифт ста драконов, который возит туристов в китайском национальном парке Чжанцзяцзе на горную смотровую площадку в 330 метрах над землей, значится в Книге рекордов Гиннесса сразу по нескольким пунктам. Во-первых, это самый большой внешний подъемник в мире. Во-вторых, он самый большой по грузоподъемности – лифт может поднять 3750 килограммов единовременно. В-третьих, это самый большой пассажирский лифт в мире: каждая из трех его двухэтажных кабин может перевезти единовременно до 50 человек. Также у Байлуна есть неофициальное звание самого страшного лифта в мире. Его кабины сделаны из стекла, чтобы туристы могли насладиться прекрасным видом, однако, как показывает практика, высоты там начинают бояться даже те люди, которые раньше за собой такого не замечали.

spbdnevnik.ru