Операция «Лифт в Свердловске» – миссия выполнима

Тяжелые чувства возникают у людей, живущихнесколько лет в девятиэтажке с неработающим лифтом, восходящих по ступенькам на высоту последних этажей.

Проходят годы такой жизни, и жители смиряются с положением дел, ежедневно покоряя «вершины» давно пересчитанных ступеней лестничных маршей. О чем они мечтают, как переживают марафон выносливости? Об этом рассказали свердловчане, жители города в Луганской области, которым, мягко скажем, не повезло.

Хорошо, что небоскреб не построили…

На 6 этаже дома №1 на улице Дзержинского проживает Мария Алексеевна 1935 года рождения. «Я приехала сюда жить в 1989 году и считала, что попала в рай. Самый центр города – вода шла горячая и холодная, работал мусоропровод и лифт. Последний перестал функционировать в 2014, теперь каждый раз, когда нужно идти за продуктами, мучаюсь вопросом, как буду подниматься домой. Поэтому вниз опускаюсь по крайней необходимости, где-­то раз в неделю. Если повезет – сумки помогают донести соседи. Когда демонтировали кабину лифта, несознательные граждане стали сбрасывать в шахту мусор, и эта куча достигала 2 этажа. Теперь двери подварили, и хотя бы прекратилось накапливание отходов внутри подъезда. Обидно и стыдно смотреть, во что он превратился – все заплевано, ужасно грязно, домофон на главной двери сломан, боковая дверь, которая ведет во двор, с огромной дырой посредине прикрывается с помощью проволоки. На днях заплатила за январь коммунальные, вышло 2400. При таких-­то условиях жизни. Знаю наверняка, что исправно платят в нашем доме люди в возрасте и те, кто живет здесь давно».

Виктор, 60 лет, житель 9 этажа. «Когда я здесь поселился, лифт уже не работал. В день минимум два раза поднимаюсь по лестнице. По соседству со мной пенсионерка, которая значительно реже спускается вниз. В 2018 году мы писали обращение в администрацию, чтобы нам установили лифт, однако ничего это не дало».

Жительница 7 этажа, Алина, мама маленьких детей возрастом 10, 9 и 3 года, по сути дела сказала коротко: «Ножками все идем по лестнице, а сумки ручками несем».

Валентина Григорьевна, 65 лет: «Живу здесь 40 лет, вот теперь вынуждена «лазить» на 7 этаж. Пока 3 месяца летом не было воды, платила за то, чтобы ее принесли: за 2 баклажки – 100 рублей. Проблемы нарастали постепенно: сначала отключили отопление в районе, потом начались перебои с водой и перестал работать лифт – с нашего подъезда уехали все, кто только мог. Теперь стоят наглухо закрытые квартиры.

Постоянных жильцов в доме крайне мало, только они исправно платят за коммунальные услуги. Квартирантам ведь все равно, так как они здесь временно. Поэтому к дому относятся соответственно. Подъезд превратился в проходной двор. Раз в неделю выбираюсь на улицу. Когда болела в течение полугода – выходила гулять на балкон, но это еще хорошо. На другом крыле этажа бабушка, 82 года, она вообще не выходит. За стеной живет молодая семья, которая вызвала скорую для 2­-летнего ребенка, но та отказалась ехать из­-за отсутствия лифта. Предложили приехать самим. В ЖЭКе наш дом называют «гетто», не хотят даже подметать. А нам что делать, как мы можем повлиять на ситуацию?».

Попав в этот дом, я поняла, что есть в наше время порталы в лихие 90­-е – полное запустение. Такое впечатление, что здесь никто и никогда не убирал. Чем выше поднимешься, тем пуще воет и свистит ветер в окнах и дверях общих коридоров. Жутко, скажу я вам… Выйдя на улицу, захотелось помыть руки. Ну, как минимум.

Проруха-­судьба

В Червонопартизанске всего три «высотки», и ни в одной из них не работает лифт. Около года после сдачи домов, приблизительно в 1993-­94 году, они еще функционировали, а после один за другим стали выходить из строя. В период разрухи «умельцы» снимали детали и механизмы, которые почему-­то были в открытом доступе, чтобы пропить в тот же день. И все… Надежды на ремонт или замену запчастей не стало. Постоянные перебои с водой, которую приходилось носить в руках всем членам семьи с разных уголков города, «смыли» с верхних этажей даже самых стойких и выносливых. Теперь стоят дома, заполненные жильцами лишь на треть. Проемы верхних окон зияют черными дырами, «украшая» пейзаж и «радуя» глаз эстета.

Юля, мама двух маленьких детей: «Мы живем в доме №16, 1 подъезд, уже около пятнадцати лет, работающего лифта за это время не видели. Но видели открытые шахты лифта, в которые жильцы сбрасывали мусор. Когда в жару стало невыносимо дышать, другие жители самостоятельно стянули двери лифта, запечатали «мусоропровод». Но там все по сей день лежит и разлагается. Сначала жили на 5 этаже, а потом по случаю купили квартиру на третьем. Когда родился второй ребенок, стало вовсе невыносимо тащить на себе сумки, коляски и детей. Даже до третьего донести нелегко, а чем выше, тем сложнее. Много семей с маленькими детьми на 6 и 7 этажах, у которых нет возможности переселиться ниже. Так и носят всю поклажу в руках. Счастье, у кого поблизости есть гараж, в котором можно оставить коляски и велосипеды.  Несмотря на приятный бонус в виде тренировки мышц ног и сердца, есть один большой минус – после таких хождений спина просто «разламывается». На 6 этаже нашего подъезда живет пожилая женщина, которой около пяти лет состояние здоровья не позволяет спуститься вниз. Хорошо, что ее муж мобильный – ходит в магазин и по всем делам. Воду в квартиру долго носили в ведрах. Когда везло – набирали из трубы, выходящей из стены дома. А не так давно приспособились, стали закачивать в резервуар, который купили и закопали в землю возле фундамента, установили насосную станцию. Писать просьбы и жалобы мы и не пробовали – давно перестали верить в чудо».

Те из свердловчан, которые пользуются благами цивилизации и поднимаются на нужный этаж с помощью подъемного механизма, по­-разному к нему относятся.  Подростки царапают стены, портят оборудование, сжигают кнопки, а жители не хотят связываться с безобразниками, молча проходя мимо. Но не все! Хорошо, что остались неравнодушные жильцы многоэтажек, воспринимающие все пространство дома как свое.

Лифт послушно отсчитает этажи…

Первым и основным пунктом в выборе объекта для замены лифта стоит оплата жителей подъезда за предоставляемые услуги – так говорят чиновники. Олег Владимирович живет в совершенно благополучной девятиэтажке по улице Энгельса: «Живу здесь с 1980 года. Лифт практически всегда работает. Была, правда, с ним проблема в прошлом году, но сразу же остро стал вопрос о том, что носить в руках воду в квартиру очень сложно и старым, и молодым. К счастью, соседи у нас в подъезде дружные: решили и скинулись на запчасти к поломанному лифту. Его ремонт стоил нам около 15 тысяч, теперь все снова работает. Как­-то подобралось так, что заведенные когда­-то правила порядка и должного отношения к технике соблюдаются десятилетиями «долгожителями» и даже вновь прибывшими жильцами. Если пробираются наркоманы, мы их сразу выгоняем. В подъезде чисто – так же, как и внутри кабины лифта, бережем технику и практически все исправно платим квартплату. Отсюда вопрос: когда в городе будут новые лифты, почему же нельзя нас поощрить установкой новой кабины? А нашу старую, но в хорошем состоянии, отправить в тот подъезд, где нет такой высокой коллективной ответственности».

О текущем состоянии дел в лифтовом хозяйстве рассказал заместитель начальника УЖКХ администрации Максим Коцур: – В 2021 году состоялась встреча представителей городских коммунальных предприятий, на которой обсуждали пути решения основных проблем УЖКХ в рамках программы социально­-экономического развития ЛНР на 2022-­2024 годы. Одним из ее направлений было восстановление действующих лифтов и установка новых. Согласно этому, было запланировано за весь указанный период проводить их модернизацию, и за 2022 год сделать 22 единицы. Позже постановлением Правительства ЛНР были внесены изменения в Программу, и по городу Свердловску было запланировано только экспертное обследование вышеуказанных 22 лифтов. Его произвела Государственная служба единого заказчика согласно заключенным договорам.

В 2023 году планируется капитальный ремонт ранеепредусмотренных 22 лифтов. Разработчиком программы является Министерство строительства и жилищно-­коммунального хозяйства ЛНР. На сегодняшний день до сведения администрации не доводилась информация о внесении изменений в данную программу. Возможно, они будут позже. Из 166 лифтов, работающих – 100. Техническое обслуживание лифта и электроэнергия для его эксплуатации являются неотъемлемой частью тарифа на услуги по содержанию домов и придомовой территории. По всему жилому фонду средний процент оплаты населением составляет 82%, и в домах, оборудованными лифтами, существенно не отличается.

Учитывая, что все лифты находятся в эксплуатации уже более 25 лет, и все их оборудование морально устарело, возникают сложности с закупкой и комплектацией оборудования для замены. Чаще всего выходит из строя электрическая часть: промежуточные реле, пускатели, автоматические выключатели, электрические лампы. По механической части – ремни приводов дверей, пружины дверей кабины. В прошедшем 2022 году приобретены 20 промежуточных реле с разъемами, тяговые канаты, пружины, ремни, кабель, автоматические выключатели на сумму 182070 рублей».

b1acdsycapm.com