Eсть ли у российских лифтовых заводов мощности, а у регионов – деньги?

На фоне ухода с российского рынка западных компаний отечественные производители лифтов заявляют о готовности обеспечить импортозамещение в этой сфере. Правда, для этого им нужны государственные субсидии, либо механизм рассрочки при покупке лифтов российскими регионами. 

И с тем, и с другим – трудности, а на заводах лежит ещё и нагрузка по обустройству новых территорий. Собеседник издания в комитете по защите конкуренции при Госдуме считает, что мощности отечественных лифтостроительных заводов ограничены, поэтому «слепое» субсидирование может привести к появлению в российских домах иностранной лифтовой техники неизвестного происхождения.

«Ассоциация региональных операторов и операционного капитального ремонта произвела подсчёты: около 100 тыс. уже отслуживших назначенный срок службы лифтов в стране нуждаются в замене – это примерно каждый пятый лифт в России», – рассказал «Московской газете» генеральный директор Российского лифтового объединения Пётр Харламов.

Насколько осуществима в данный момент такая глобальная замена лифтов в России?

«Задача, конечно, сложная, – отметил Пётр Харламов. – У нас были большие надежды на 2022 год, мы просили правительство о выделении бюджетных средств, субсидировании замены лифтов. К сожалению, ситуация в стране такова, что лишних средств на программу замены лифтов нет. Но мы предлагаем другой вариант, который мог бы заменить субсидии: рассрочка на 3-7 лет. Лифт поменяли, все сопутствующие работы провели, и в течение нескольких лет жители дома платят взносы в фонд капитального ремонта, оплачивая услугу, которая уже проведена».

Данная инициатива не находит поддержки?

«Эта идея находит поддержку, но с трудом продвигается – сказал собеседник «Московской газеты». – Сейчас один из акционеров Щербинского лифтостроительного завода, банк «Дом.рф», предложил Нижегородской области рассрочку, о которой я говорю. В итоге между регионом и заводом подписан контракт на более чем 2300 лифтов. Это пример «факторинговой» схемы из трёх участников: Фонд капитального ремонта, подрядная организация и «факторинговая» компания, которая обычно находится при каком-то банке. Другой позитивный пример – Татарстан, где власть уделяет должное внимание вопросу замены лифтов и проводит, в частности, субсидии. В Москве прошли аукционы на замену более 2000 лифтов».

Что мешает крупным российским банкам заключать подобные сделки в других регионах?

«Здесь всё дело в сумме взноса на капитальный ремонт, – говорит Пётр Харламов. – В Москве и Московской области она значительная. А в глубоко дотационных регионах эта сумма довольно мала. Плюс, мы сейчас занимаемся поддержкой новых территорий, того же Донбасса, а там сумма взноса за капремонт – от 2 до 4 рублей с квадратного метра жилья. Поэтому в дотационные регионы банки с этим проектом идти не хотят».

Однако, пример Москвы, Нижегородской области и Татарстана уже показывает обнадёживающую тенденцию, считает эксперт.

«Может быть, так мы сможем выйти на уровень 2021 года, когда было законтрактовано 18 000 лифтов за весь год. Регламент Таможенного союза по безопасности лифтов требует к февралю 2025 года заменить все лифты с вышедшим сроком службы», – отметил гендиректор РЛО.

Сколько времени может понадобиться для этой задачи «сверх регламента»?

«Уже ходят предложения продлить регламент до 2027 года, – говорит Пётр Харламов. – К тому же каждый год к числу требующей замены техники прибавляется ещё примерно по 10 000 лифтов. Надо выйти на уровень 30 000 лифтов в год, тогда за 3-4 года мы с этой задачей справимся. И надо уже сейчас предпринимать активные действия в этом направлении. Мы постараемся сделать еще один «заход» с нашими предложениями в правительство».

Хватит ли мощностей отечественных лифтостроительных заводов, чтобы всё это выполнить?

«Чтобы произвести замену лифтов хватит мощностей российских заводов и наших партнёров из Белоруссии, — уверен генеральный директор Российского лифтового объединения. – Конечно, чиновники, законодатели, не будучи глубоко погружёнными в отрасль, опасаются, что мы что не вытянем. Вытянем. Если что, в каких-то вопросах будем обращаться за запчастями к китайской стороне».

Всё ли в отечественных лифтах отечественное?

«Есть два вида компонентов, которые в России не делают: во-первых, это частотный регулятор и частотный преобразователь, которые обеспечивают плавную работу лифта. Раньше мы брали их в Европе, теперь в Китае. К тому же Минпромторг выделил определённые средства, и предприятие «Метеор Лифт» в Санкт-Петербурге – завод, построенный ушедшим с российского рынка производителем лифтов Otis – взял в разработку производство преобразователей. Второй вид компонентов, с которым в России проблемы – микрочипы. Их у нас стали делать в Зеленограде, но пока это очень дорогая в изготовлении продукция», – рассказал Пётр Харламов.

Насколько поднялись в цене эти компоненты за последнее время?

«Частотный преобразователь как стоил 1000 долларов или 1000 евро, так и стоит, тут всё зависит от курса рубля. Микроэлектроника, конечно, тоже подорожала, потому что в конце 2021 года поднялись в цене металлы. В целом, сейчас замена одного лифта в стандартной многоэтажке российского города обходится примерно в 3,5 млн рублей», – сообщил специалист.

3,5 миллиона за один лифт? Теперь, собственно, понятно, почему не у всех регионов есть деньги на обновление лифтового фонда… «Да», – согласился собеседник издания.

Как сами лифты, так и запасные части к ним подорожали на 35-40%, это касается, в том числе, и альтернативных каналов поставки, сказал «Московской газете» член Экспертного совета Комитета по защите конкуренции Государственной Думы России Дмитрий Тортев.

«Существующее производство в России с необходимыми объёмами производства не только новых лифтов, но и с поддержанием в работоспособном состоянии имеющейся техники откровенно не справляется» – отметил он. 

Дмитрий Тортев объяснил, почему эти задачи нельзя выполнить с помощью обычного механизма госзакупок и почему даже в Нижегородской области и в Татарстане это сделано, по его мнению, не самым рациональным для закупок способом.

«Необходимо создавать либо модернизировать производство лифтового оборудования с ноля, – считает эксперт. – По этому пути хотел пойти такой субъект РФ, как город Санкт-Петербург и заключить офсетный контракт, который подразумевает встречные инвестиционные обязательства: сначала инвестор создаёт или коренным образом модернизирует производственную территорию субъекта, а затем включается в реестр единственных поставщиков, и регион выкупает на протяжении 10 лет его продукцию».

Но что-то тут не получилось, хотя такой контракт должен был выйти ещё в прошлом году, отметил собеседник издания. При этом член Экспертного совета при Госдуме оценивает возможности российских лифтостроительных предприятий более скептично, чем представители отрасли.

«Просто закупки проблемы не решают: либо на эти закупки никто не приходит, потому что мощности российских заводов ограничены, либо мы получим приток иностранной техники с непонятным происхождением. Всё, что нужно сделать – локализовать производство и импортозаместить его в части лифтового хозяйства с сохранением необходимого уровня качества. Не путём вертолётного разбрасывания денег, а созданием собственного производства, в том числе, и в этих закупках», – подчеркнул Дмитрий Тортев.

Возможно, скепсис по поводу мощностей российских заводов несколько преувеличен? Если так, остаётся поверить ещё и в финансовые мощности региональных бюджетов. Которым, впрочем, по мнению обоих собеседников «Московской газеты», для обновления лифтового фонда по выросшим под санкциями расценкам требуется рассрочка от 3 до 10 лет.

https://mskgazeta.ru