Как предотвратить лифтопад в Казани

Татарстане на всех уровнях заявляют о массовом окончании срока эксплуатации лифтов в мгногоэтажных домах. А значит, эти подъемники нужно менять. Где взять деньги на замену?

Наличие большого количества изношенных лифтов связано с активным вводом многоэтажек в Казани по программе ликвидации ветхого жилья в начале 2000-х. Для обновления парка требуются неподъёмные для программы капремонта суммы.  Выход лифтов из строя или их принудительная остановка – что ожидает татарстанцев.

Ждёт повальная остановка лифтов?

Падение лифта в шахту – происшествие, чреватое тяжелыми травмами. Но даже застрять между небом и землей в тесной кабине – неприятные ощущения. А ведь лифтом жители высоток пользуются каждый день.

«В ближайшие годы нас ждет пик истечения сроков эксплуатации лифтов – несколько сотен – и их остановку в связи с этим, – сказал руководитель исполкома Казани Рустем Гафаров. – Их замена повлечёт за собой использование значительной части бюджета города: в 2025 году 40% средств капремонта города уйдет на замену лифтов». Он рассказал, что обострение проблемы в Казани связано с активным строительством многоэтажных домов по программе ветхого жилья в конце 1990-х, например, в микрорайоне Азино.

Осилить внушительные расходы в подобной ситуации в 2012 году помогли вливания извне. Тогда Фондом реформирования ЖКХ было выделены средства на замену дополнительно 222 лифтов, и в итоге в столице РТ заменили почти 500 лифтов. Это снизило напряженность в Ново-Савиновском районе, где, как и сейчас, массово заканчивался срок эксплуатации лифтов, отметил Рустем Гафаров.

О проблеме не раз заявлял и градоначальник Казани Ильсур Метшин, отдельно останавливаясь на остроте вопроса в Азино-1 и Азино-2. «Если в рамках программы капитального ремонта менять все лифты, то на проведение работ в других домах, в частности, пятиэтажках, не хватит денег», – подчеркнул глава города.

В исполкоме Казани в этот раз тоже обратились к федеральному правительству с просьбой о целевом финансировании замены лифтов. Решение пока не принято.

В Татарстане заработает лифтовый завод

Сегодня стоимость замены одного подъёмника в девятиэтажке составляет примерно 2,87 млн руб, сообщают в министерстве строительства и ЖКХ РТ. Снизить затраты на оборудование можно было бы, если бы оно изготавливалось в Татарстане. Сейчас в Приволжском федеральном округе нет лифтостроительных заводов, за исключением небольшого производства в Чувашии.

И вот по этому вопросу есть хорошие новости. Скоро в республике будет начато масштабное производство подъемников. На территории технополиса «Новая Тура» в Зеленодольском районе уже в 2023 году заработает завод «Татлифт» – ведутся пусконаладочные работы.

Он был построен с нуля на земельном участке в два гектара после защиты проекта на Инвестиционном совете Татарстана. Как рассказали на предприятии, планируемая мощность завода – 1,5 тыс. единиц в год, и этот показатель может быть увеличен. На первых же этапах собираются выпускать 300 подъёмников.

Поточное производство в РТ призвано закрыть потребность в лифтах, которая наблюдается в стране после ухода иностранных производителей. В России сейчас выпускается всего порядка 45 тысяч лифтов в год, при этом в Турции – 250 тысяч, а Китай в разы превосходит Турцию.

Что касается ближайших планов по обновлению изношенных подъёмников в РТ, в 2023 году его проведут в 89 многоэтажках. «Программой капремонта предусмотрена замена 257 лифтов в многоквартирных домах, формирующих фонд капремонта на счете регионального оператора. Договоры уже заключены, ведутся работы по замене 208 лифтов в 82 многоквартирных домах», – доложил на недавнем брифинге руководитель Фонда жилищно-коммунального хозяйства РТ Айрат Абузяров. Почти закончена замена 58 лифтов. Поставка еще 27 единиц запланирована на конец мая, ещё 11 – на первую половину июня, рассказал он.

«Принятие целевой программы поможет своевременно заменить лифты, отработавшие срок. Исполком Казани неоднократно поднимал этот вопрос. Так, например, на заседании круглого стола в Совете Федерации, который состоялся 2 марта 2023 года, также обсудили вопрос целевого финансирования замены лифтов, — отмечают в пресс-службе мэрии Казани. — Тогда министерству строительства и ЖКХ РФ и министерству финансов РФ было рекомендовано рассмотреть предложения о создании постоянно действующего механизма предоставления регионам страны финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета».

kazan.aif.ru