Эксперты заявили о невозможности в срок заменить старые лифты в регионах

По словам гендиректора ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петра Харламова, доля отслуживших лифтов в нескольких регионах страны к 2025 году может превысить 50%.

Срок эксплуатации около 90 тыс. лифтов завершится к 2025 году, заменить их все к этому моменту не удастся — в некоторых регионах доля отслужившего оборудования может превысить 50%. Контролирующие органы вынуждены позволять эксплуатировать такую технику, чтобы не допустить социального напряжения. При этом консолидированной статистики о простоях лифтов в регионах РФ из-за технических неполадок нет, рассказали опрошенные ТАСС эксперты.

Согласно данным пресс-службы комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы, в соответствии с техническим регламентом «Безопасность лифтов» всего до 2025 года необходимо заменить 85,4 тыс. лифтов в России, потому что завершится срок их эксплуатации. Речь идет не о высотных лифтах.

«Больше 90 тыс. лифтов должны быть заменены до февраля 2025 года. Не успеваем в этот срок все 90 тыс. заменить за оставшееся время, практически осталось два года», — сказал генеральный директор ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов. Он затруднился спрогнозировать, какое количество лифтов останутся под замену в 2025 году в целом в РФ. Но при этом эксперт отметил, что в некоторых регионах РФ к 2025 году может сложиться опасная ситуация, когда срок эксплуатации 50% задействованных лифтов вышел. По словам Харламова, особое внимание проблеме замены лифтов нужно уделить Ульяновской области, Ярославской области и Республике Удмуртия. Среди регионов-лидеров по замене лифтов он назвал Москву, Нижегородскую область и Санкт-Петербург. Всего с начала года аукционы на замену лифтов провели 49 субъектов.

В целом в России ситуация с заменой лифтов к 2025 году может развиваться по-разному, считает эксперт. Так, в 2022 году произошло значительно отставание по числу разыгранных аукционов на новое оборудование. Но за первые 4 месяца 2023 года динамика стала более оптимистичной: по его данным, за январь-апрель были проведены аукционы на 11,2 тыс. лифтов против 2 тыс. аукционов за тот же период 2022 года и почти 8,3 тыс. торгов в 2021 году.

По данным комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы, уже сейчас в России срок службы 61,7 тыс. лифтов истек. Останавливать такие устройства должен Ростехнадзор, пояснил Харламов, но не может, потому что понимает, что это вызовет социальное напряжение. «У нас нет данных, что где-то лифты отработали положенный срок, и государственный надзорный орган запретил его дальше эксплуатировать», — подчеркнул эксперт. Несмотря на многотысячную проблему отслуживших лифтов, сейчас их останавливают только в случае несвоевременного ремонта, резюмировал Харламов.

О проблеме простоя

По словам первого вице-президента Национального лифтового союза Алексея Захарова, проблема простоев лифтов из-за технических неисправностей в РФ очень серьезная, хотя пока не носит глобальный характер. Оценить ситуацию мешает то, что в России нет обобщенных данных о технических простоях, и муниципалитеты собирают их на своем уровне. «Оснований для паники нет, но проблема очень серьезная. Да, очень сложно, в большинстве случаев только крупные профессиональные организации могут оперативно «затыкать дыры». Везде ощущается дефицит запасных частей (для ремонта лифтов — прим.) Нашей промышленности просто необходимо усилить темпы, чтобы [его] закрыть», — сказал он.

Захаров напомнил, что для производства и ремонта лифтов в РФ не хватает собственных лебедок, частотных преобразователей, которые управляют ими, и электронных компонентов. Причем основной проблемой для лифтовой промышленности, по его словам, стал рост стоимости компонентов, в том числе из-за санкций и изменения логистики. «Отпускная стоимость лифтов выросла на 40-60% в течение года. Для замены одного лифта в среднем по стране требуется более 3 млн рублей: сюда входит стоимость оборудования, демонтаж старого и монтаж нового лифта», — пояснил он.

О замене лифтов

В Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ напомнили, что замена лифтов в домах относится к видам капитального ремонта, которые оплачиваются за счет взносов собственников жилья в многоквартирных домах. «В случае, если суммы накопленных взносов на капитальный ремонт недостаточно для финансирования работ по замене лифтов, возможно применение отсрочки или рассрочки оплаты по договору подряда, или применение механизма факторинга. Такой способ расчетов позволяет выполнить работы сейчас, а рассчитываться за них в течение последующих 3-5 лет», — рассказали в пресс-службе ведомства. Сейчас эта схема используется в Алтайском крае, Липецкой, Владимирской, Ульяновской и Свердловской областях, а также в Ханты-Мансийском автономном округе и Республике Удмуртия. Есть возможность частично компенсировать стоимость замены лифта из региональных бюджетов.

В министерстве добавили, что региональные операторы капитального ремонта запланировали замену 22 тыс. лифтов в 2023-2024 годах, из них договоры подряда заключены на 11 тыс. лифтов. Сверх этого 13,5 тыс. лифтов предстоит заменить за эти два года в домах, которые собирают фонд капитального ремонта на специальных счетах. 

tass.ru