Белорусские лифты на берегах Невы

В 2023 году исполнилось 156 лет с того момента, как в нашей стране установлен первый пассажирский гидравлический подъемник с кнопочной системой и работающий на электрической тяге.

По распоряжению Александра III в Санкт-Петербургской резиденции – Зимнем дворце – был оборудован заморский механизм. Впрочем, первым прототипом современного лифта в Российской империи можно считать отечественный паровой механизм. На полвека раньше, до гидравлического лифта, его сконструировал Иван Кулибин.

На протяжении многих лет российские и советские инженеры продолжали усовершенствовать вертикальный транспорт. В итоге после Второй Мировой войны в СССР было запущено серийное производство лифтов, а в 1956 году создан типовой ряд пассажирских и грузовых подъемников.

Сейчас в стране работают более десяти крупных предприятий по производству вертикального транспорта. К этому необходимо добавить мощности Союзного государства с Беларусью. По данным аналитического агентства «Агроан», в 2022 году в стране было произведено свыше 21,6 тыс. лифтов. В первом полугодии 2023 было выпущено еще более 11,7 тыс. комплектов оборудования. Это почти на четверть больше аналогичного показателя 2022 года. В последующие месяцы предприятия продолжили наращивать объем выпуска лифтов. По данным профильного издания Lift.ru со ссылками на профессиональные объединения, до 2025 года в стране предстоит заменить порядка 134 тыс. лифтов.

С учетом увеличения объемов производства, а также импортных поставок, решение этой задачи не представляет особого труда. А вот какое оборудование будут устанавливать в регионах, предстоит решать местным властям.

Как говорит генеральный директор компании «Могилёвлифт» Анатолий Черников, во всем мире используются одинаковые технологии. Поэтому основное отличие моделей связано с грузоподъемностью, плавностью хода и выбором отделочных материалов для кабины лифта. Хотя существуют и другие нюансы – размер шахты, количество остановок и прочие технические особенности.

В нашей стране еще сохраняются предрассудки в отношении нашего и зарубежного оборудования. При этом отечественные образцы уже давно не уступают западным аналогам, а порой и превосходят их. Анатолий Черников рассказал историю, как ему пришлось буквально уговаривать строительную компанию отказаться от западных аналогов. 

«Несколько лет мы пытались зайти на услуги по осуществлению поставки и монтажа лифтового оборудования нашего производства к застройщику. Но постоянно сталкивались с недоверием со стороны заказчика, заказчик не готов был делать выбор в нашу пользу ввиду того, что на предыдущих всех его объектах устанавливалось оборудование импортного производства. Но с момента введения санкций и ухода импортных производителей мы уже третий год успешно реализуем поставку и монтаж лифтового оборудования в застраиваемые жилые комплексы. И заказчик ни разу не пожалел, что выбрал наш продукт. От себя отмечу дополнительно, что в ценовом сегменте варианты предоставляемой отделки от нашей компании оказались намного лучше, качественнее и экономичнее в сравнении с предыдущими импортными лифтами», -добавляет Анатолий Черников. 

Однако, если говорить о замене лифтов в рамках капитального ремонта, тут ситуация зависит в большей степени от денег, чем от эстетических предпочтений. 

«В каждом регионе действуют собственные программы по замене оборудования и своя стратегия. Это может общий счет, где аккумулируются все взносы собственников жилья на капитальный ремонт. В этом случае средства распределяет фонд капитального ремонта. Второй вариант предполагает наличие у собственников многоквартирного дома специального счета, куда производятся отчисления. Региональные власти также могут помочь с получением льготного кредитования или субсидий», — рассказывает руководитель тендерно-договорного отдела компании «Могилёвлифт» Алексей Ким. 

В последнем случае собственники жилья сами решают, какую модель лифта им выбрать. Если говорить о фондах капитального ремонта, здесь речь идет о поэтапной замене в рамках сформированного графика, так как денег на всех сразу не хватает. Впрочем, многое зависит и от региональных бюджетов, которые также могут софинансировать работы. Поэтому чем богаче регион и меньше лифтовой парк, тем лучше будут выглядеть лифты.

gazeta.spb.ru