Новый закон о капремонте жилья должен быть в кратчайшие сроки доработан и принят

В осеннюю сессию Госдума, уже одобрившая документ в первом чтении, должна вернуться к нему, однако у экспертов вопросов пока больше, чем ответов.

Фонд содействия реформированию ЖКХ, за счет средств которого с 2008 года финансировалась большая часть капремонта жилых зданий, скоро иссякнет. Предполагалось, что он закончит свою работу в 2012 году, но правительство добавило денег и продлило программу еще на год. Но это не решит проблему раз и навсегда, а потому необходимо искать механизмы, с помощью которых граждане, приватизировавшие жилье неидеального состояния, смогут проводить капремонт или реконструкцию многоквартирных домов.

Такой механизм предложил минрегион в виде региональных фондов. Деньги в них должны поступать от граждан. Обязательная ежемесячная плата — от 3 до 7 рублей за кв. м. Муниципалитеты будут составлять списки домов для ремонта и график работ. И тут начинаются вопросы.

Первый: почему людям предлагается только один вариант решения проблемы? Директор Института экономики города Сергей Сиваев рассказал, как это делается в странах Восточной Европы, где схожая ситуация. Там государства помогают собственникам, во-первых, софинансируя капремонт. Причем доля государства зависит от того, насколько в результате ремонта повысится энергоэффективность дома. Во-вторых, государство помогает привлечь кредиты на льготных условиях. В нашем законе необходимо учесть этот опыт и предложить людям альтернативы региональным фондам, считает Сиваев. Законодатели готовы поддержать эту идею и, в свою очередь, предлагают дать гражданам выбор. Если жильцы дома не проявляют инициативы, то их взносы идут в общую копилку, а муниципалитеты сами решают, кому, когда и что капитально ремонтировать. Инициативные собственники оставляют деньги у себя. Но в этом случае законодатели должны решить, как подключить сюда банки, если средств еще мало, а капремонт уже стучит в двери.

Вопрос второй. Как быть с нормой, гарантированной законом о приватизации жилья, которая говорит, что прежний собственник несет обязательства по капремонту жилья вплоть до их исполнения. Этим вопросом задается зампредседателя комиссии по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Общественной палаты Людмила Шувалова. Вариант ее ответа: если квартира была передана новому собственнику в ненадлежащем состоянии, а прежний собственник не может или не хочет ее ремонтировать, то возможно снижение размера квартплаты. И это должно быть предусмотрено законом, считает Шувалова.

Третий вопрос: кто и как будет контролировать процесс накопления и распределения средств, сам капремонт? И кто будет за это отвечать? В законопроекте ответов пока нет. Экспертов беспокоит, что при определении очередности на капремонт могут возникать злоупотребления со стороны муниципальных чиновников. А структур гражданского общества, которые будут все это контролировать, у нас нет.

 

По материалам портала «ЖКХприм»