Листопад закончился. Начнётся лифтопад?

Коварство пассажирского лифта в том, что к нему привыкают как к безобидному домашнему устройству, родному и уютному. Потому так шокируют все ЧП с лифтами. Но ближайшее будущее лифтового хозяйства Нижнего Новгорода начинаешь воспринимать весьма серьезно, если узнаешь о происходящих внутри него процессах.

УЧИСЬ, СЫНОК?..

Во-первых, обслуживать и ремонтировать лифты скоро будет попросту некому.

Дело в том, что профессиональный ремонт и обслуживание лифта может осуществлять линейный механик лифтовой компании, прошедший для этого специальное обучение. Ему платят сдельную зарплату за каждый обслуживаемый/ремонтируемый лифт. Это 550 рублей после вычета налогов. После обучения на курсах молодой специалист способен обслуживать и ремонтировать максимум 20 лифтов. В итоге заработает он в месяц… 11000 рублей. При том, что а) квалификационная группа по электробезопасности должна быть не ниже IV уровня, б) уголовная ответственность (и моральная, конечно) “висит на шее” денно и нощно. Как следствие – специалисты здесь не задерживаются. “Вы представьте, он учился на курсах электромеханика и получал 15000 рублей ученической стипендии, – делится наш собеседник. – Ему говорили: ну, мол, если ты сейчас имеешь пятнадцать, то потом-то представляешь, сколько будет! Он работает, старается, а ему на руки одиннадцать тысяч!.. Конечно, он уходит. В итоге уходящих на пенсию специалистов заменять некем. Чтобы стать механиком, нужно три года, а чтобы уже на слух в телефоне жителя определять проблему в лифте – пять лет”. Опытный линейный механик в Нижнем Новгороде берет на обслуживание и ремонт, чтобы иметь нормальную зарплату, 50-60 лифтов. Но это возможно для специалистов с высокой квалификацией, большим стажем и квалификационной группой по электробезопасности V уровня.

Как пояснили собеседники, курсы электромехаников по лифтам выпускают специалистов 3-го квалификационного разряда, а для обслуживания современных электронных лифтов необходим специалист 5-6 разряда. Между тем, учат новую смену, как сказали собеседники, на оборудовании 30-летней давности, лифтовых аппаратах стандарта 1964 года, в то время как в новые дома сейчас ставят электронные лифты 5-го поколения.

Факты вызывают недоумение. И, конечно, холодок по коже.

“Все это ведет к тому, что не будет скоро механиков как таковых, лифты ремонтировать будет некому. А лифтов все больше. И они все сложнее, полностью на электронике.

И что весьма любопытно и должно интересовать УФАс, в этой сфере полностью отсутствует конкуренция. Зарплата для специалистов лифтового хозяйства всеми управляющими компаниями установлена по городу одинаковая! Механикам просто некуда деваться. Либо работать за гроши, выполняя нагрузку за двоих, либо уходить.

ОПТИМИЗАЦИЯ С ПЕССИМИЗМОМ

Во-вторых, на днях тихо и незаметно для горожан завершился еще один негативный и опасный процесс в этой сфере. Руководители управляющих компаний постепенно убирали как штатную единицу лифтовых обходчиков-операторов – попросту лифтеров. И наконец, в конце октября, они этот процесс завершили везде. Первой начала эту “оптимизацию” УК с московскими учредителями АО “Домком инвест” пару лет назад.

Как правило, на должности лифтеров работали женщины, живущие поблизости от домов с подконтрольными лифтами. В их компетенции был контроль за работой лифтов и их исправностью, умение пользоваться аппаратом управления, умение отключать и включать лифты, помощь пользователям лифта и эвакуация застрявших, контроль за санитарным состоянием. Но лифтерши не имеют права (уровня допуска) ремонтировать или заменять детали лифтовых механизмов. Они могут лишь сообщить о неполадках в организацию, обслуживающую лифт, которая в свою очередь уже вышлет специалистов-механиков.

Что за этим стоит? То, что обязанности лифтерш легли на плечи линейных механиков лифтов, тех, кто должен быть занят всецело и тщательно профессиональным ремонтом. Занятого ремонтом механика могут вызвать на освобождение застрявших жителей в другую точку, километра за полтора. А кроме того, ему же вменено в обязанность и мыть кабины. Подготовленный специалист-электромеханик с квалификационной группой по электробезопасности IV-V уровня должен, таким образом, добровольно снизить квалификацию до II уровня. Он задаст себе вопрос: “Разве для этого я учился?”.

Специалистов, механиков по лифтам, все меньше. А лифтов в городе все больше. И это при том, что даже нынешняя нагрузка на одного механика (50-60 лифтов) втрое превышает нормативы, разработанные и установленные в советское время. Кроме того, по технике безопасности мастера должны работать вдвоем. Сейчас один механик на участок.

КОМУ НУЖЕН КАПРЕМОНТ?

Если говорить о замене лифтов в области, то это должна быть отдельная государственная/федеральная программа. Дома – объекты культурного наследия – так же должны быть в отдельном списке и ремонтироваться по федеральной программе, так как проект ремонта фасада одного дома составляет 5 млн. руб. А у Регионального оператора в одной программе и ветхие дома дореволюционной постройки, и лифты, и дома культурного наследия. ФКР, являясь некоммерческой организацией, не может объять необъятное. Можно ежегодно менять руководителей, но это не изменит ситуацию. Не понимать это может только “слепой”. “Хапремонт” был узаконен только для одной цели – получить с жителей деньги. Программ на столетие нет нигде в мире. Программа должна быть государственной, а «капремонт» в нынешнем виде надо остановить немедленно. Понимают же все, что то, что создали, не работает, его как инородное тело отторгает весь организм коммунальной системы.

– Противно наблюдать за происходящим. Приведу пример. Жила одинокая пенсионерка, исправно платила взносы на протяжении пяти лет. Ушла в мир иной, так и не увидев никакого ремонта в доме, где жила. И кто мне скажет, что эти поборы справедливы? Ежемесячно человек, экономя на еде, на медицинском обслуживании и на всем, что для неё было первоочередным, на всем, что нужно было ей при жизни, отдавала взносы… За что? Сколько таких стариков по стране? Никто меня не сможет переубедить, что “хапремонт” в таком виде зло, он антинародный и коррупционный. И с этим беспределом пора заканчивать! – резюмирует председатель Совета Союза собственников жилья Нижегородской области.

Какова «информативность» и открытость сведений о капремонте, можно увидеть на сайте. Возьмем, например, дом 47 по ул. Ковалихинской и остановимся только на услугах по замене лифта. Ремонт здесь сделан на без малого 13 миллионов. Однако данных – кот наплакал.

Что касается нашей темы – лифты, то отремонтировали вроде как два. Но где?.. Где-то кто-то что-то сделал. Не хотите верить на слово Региональному оператору? Это не патриотично.

ПО “СТРАННЫМ” КРИТЕРИЯМ…

Не доверять ФКР на слово есть более чем веские основания. Если в 2016 и 2018 лифты где-то по городу менялись, но Фонд почему-то не раскрывает, где и сколько именно, то в 2017 программа была остановлена по причине большого скандала.

Напомним, в сентябре 2017 года на Фонд капительного ремонта многоквартирных домов пожаловались в УФАС две компании: ОАО “Щербинский лифтостроительный завод” и ПАО “Карачаровский механический завод”. Это два крупнейших и основных, с советских времен, завода по выпуску лифтов. Они заявили, что конкурс на выбор подрядчика на замену и ремонт лифтов и лифтовых шахт в Нижнем Новгороде и области был непрозрачным и был проведен по “странным” критериям. Заявители не вошли в число победителей конкурсов по всем 4 лотам: по двум лотам выиграл ООО “МИЛС”, по оставшимся двум ООО “МежРегионЛифт”. Подрядчики должны были заменить 735 подъемников в 241 доме и 618 лифтов в 197 домах Нижнего, а также в Сарове, Павлове, Арзамасе, Кстове, Дзержинске, Выксе, Заволжье и на Бору. Цена контрактов составила около 1 млрд рублей.

Комиссия УФАС признала, что оценка заявок претендентов по такому определяющему критерию как «качество» была произведена необъективно, без основы на документах претендентов. Однако Фонд предписания от УФАС не получил, якобы “по причине заключения между ним и победителями конкурсов договоров, которые можно оспорить исключительно в судебном порядке” (как было сказано в сообщении пресс-службы УФАС). И, насколько известно, лифты компании-победители все же закупили новые лифты не у опытных Щербинковского и Карачаевского, а у некоего малоизвестного завода “Вятские поляны”. По информации наших собеседников из лифтовой службы, в “портфолио” компаний-победителей нет ни одного смонтированного лифта. А монтажников они привезли из Армении.

И еще. Ремонт лифтов и замена происходят по конкурсу. Чем это оборачивается на деле – снова вернемся к комментариям наших собеседников из лифтового хозяйства города.

– Вот, скажем, приходит механик к своему руководителю компании и говорит: лебедку там-то надо менять, скачет, прыгает скрипит. Лебедка же – это главная деталь. Он ему отвечает: вот куплю я ее за 300 000, а в следующем году не буду по тендеру здесь уже работать. Я не хочу вкладываться и не буду. И так все директора. Когда механики спрашивают запчасть, им в ответ – придумай что-нибудь. А жильцы жалуются на механиков, не желая поинтересоваться, кто на самом деле виноват в их бедах., – говорит собеседник.

ВОДА ТОЧИТ КАМЕНЬ… И КАМЕННЫЕ СТРОЕНИЯ

Между тем, Нижний Новгород – город с многовековой проблемой оползней и сложного грунта. Это обуславливает необходимость строжайшего следования техническим регламентам как при строительстве дома, так и при установке лифтов. И строжайшего затем контроля за работой последних. Потому что состояние домов и их лифтовых шахт при усадке домов будут сильно зависеть от условий грунта. Если дом построен на так называемых “плавунах”, возникающих из-за размыва грунта, если он построен у воды, где серьезные колебания уровня грунтовых вод, то может произойти деформация рамок и разрушение противовеса. Именно из-за этого произошла трагедия с пассажиркой скоростного лифта в новом эллином комплексе «Алые паруса» в Москве. Кабина лифта была разбита упавшими чугунными противовесами. “Это в голливудском кино показывают: канаты обрубили, и лифт падает. На самом деле, хоть все канаты обрубите, он опустится на 50-70 см. А вот деформация конструкции может стать причиной аварии”, – пояснили специалисты нижегородского лифтового хозяйства.

Но уже на стадии приемки – “авось” вместо жесткого контроля соответствия. Рассказывает один из линейных механиков лифтов: – Вот идет приемка. Пока я и прораб успели осмотреть один лифт, инспектор Ростехнадзора уже осматривал 11-й!..

НЕКОМУ, НЕКЕМ И НЕКОДА

Опасаться за лифты можно еще и потому, что на первом плане у региональной власти сейчас – зима с ее наледями. А тут аккурат к годовщине губернаторства Никитина случилось ЧП – дома стоят с открытыми кровлями. 25 октября Глеб Никитин поручил Фонду капремонта МКД Нижегородской области оперативно устранить все замечания по кровельным работам. Подрядчики перенаправят гастарбайтеров и вахтовиков прежде всего туда. Их материальная заинтересованность не обеспечит нужного качества, все придется долго принимать и переделывать… А тем временем где-то будут ездить брошенные лифты. Рвется там, где тонко. А когда тонко везде?.. В 2016 году лифты меняли вахтовики из Ульяновска, Пензы и других городов. Усталые измученные люди, приехавшие на заработки. А лифты были поставлены по “мутному” тендеру с малоизвестных заводов, где неоткуда взяться специалистам…

КСТАТИ

По данным экспертов Минстроя, более 110 000 лифтов в России отработали нормативный срок службы. Это почти 25,6% от всего лифтового парка. В Нижегородской области 5000 лифтов отслужили свой срок. Такие данные заставляют говорить о невозможности исполнения норм Технического регламента Таможенного союза. Замглавы Минстроя Андрея Чибиса написал об этом в правительство. Сам Андрей Чибис в феврале 2015 года в ходе проверки результатов реконструкции жилого фонда Симферополя застрял вместе с местными чиновниками в новом лифте.

Для замены всех отработавших лифтов в России сегодня потребуется свыше 221 млрд руб. Замглавы Минстроя попытался обратить внимание на проблему, но дело с состоянием российских лифтов было почему-то передано на кураторство вице-премьеру Виталию Мутко и дальше этого пока не сдвинулось.

Наталья Резонтова, nn-now.ru