1 января 2023 года вступает в силу ГОСТ Р 55964-2022 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации».
Стандарт разработан Ассоциацией «Российское лифтовое объединение», Ассоциацией делового сотрудничества «Саморегулируемая организация «Лифтсервис», внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 «Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов», утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 октября 2022 г. № 1114-ст. Новшества стандарта и предпосылки его появления прокомментировал заместитель генерального директора АДС СО «Лифтсервис» Алексей Зоточкин.
Почему появился стандарт?
Необходимость создания стандарта связана с тем, что, во-первых, его предыдущая редакция ГОСТ Р 55964-2014 датирована еще 2014 годом, во-вторых, она начала действовать в ту эпоху, когда в стране отсутствовали регламентирующие документы (ГОСТы, правила и т.д.) по эксплуатации лифтов. Чтобы закрыть образовавшуюся правовую брешь, и появился ГОСТ Р 55964-2014.
Спустя три года Постановление Правительства РФ от 24 июня 2017 г. № 743 утвердило Правила организации безопасного использования и содержания лифтов. Возникла правовая коллизия: существуя одновременно, стандарт и Правила в отдельных моментах противоречили друг другу. В связи с этим у владельцев оборудования, у лифтовых организаций, эксплуатирующих его, возникали вопросы, какой же документ применять.
Чтобы стандарт гармонировал с Правилами, его пришлось скорректировать.
Почему нельзя обойтись одними Правилами?
В новой редакции стандарта по сравнению с Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов более подробно расписано, что надо делать с оборудованием, как делать, с какой периодичностью, как правильно составлять схемы планово-предупредительных ремонтов и т.д. Эти пояснения даны в первую очередь для сведения эксплуатирующих организаций и владельцев лифтов.
Более детально разъясняется, что относится к осмотру, к техническому обслуживанию, к текущему и капитальному ремонту.
Например, в предыдущей редакции стандарта использовался такой термин как «работы капитального характера».
К сожалению, в правовой базе, регулирующей как эксплуатацию общедомового имущества в жилых многоквартирных домах, так и эксплуатацию имущества в бюджетных организациях, такого термина нет. Законодательство говорит о текущем ремонте и капитальном ремонте.
Термин «работы капитального характера» понимали лифтовики, но не владельцы оборудования. Чтобы добиться однообразия с терминологией сферы ЖКХ, в новом стандарте было решено остановиться на термине «капитальный ремонт».
Такая классификация позволяет четче понять, что работы по капитальному ремонту лифтов не относятся к работам по их техническому обслуживанию и текущему ремонту и не могут выполняться в рамках договора на техобслуживание и ремонт. Их необходимо финансировать отдельно, в том числе, из бюджета фондов капитального ремонта, если речь идет о многоквартирных домах.
Какая информация содержится в приложениях к ГОСТу?
Справочное приложение «А» содержит Печень нарушений требований к безопасности лифтов, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновения аварии.
Таким перечнем в свободном доступе должна располагать любая обслуживающая лифты организация, владелец лифта и лицо, ответственное за организацию эксплуатации лифтов. Ведь Правилами не зря оговорено, что одно или несколько нарушений из этого перечня могут стать основанием для остановки лифта до их устранения.
Приложение «Б» приводит типовые формы журналов (журнал учета выдачи ключей от машинных помещений, контролируемых ОДС, журнал регистрации неисправностей лифтов, журнал периодического осмотра лифта и т.д.), а приложение «В» перечисляет срок службы основного лифтового оборудования (лебедка и составные части лебедки, двери шахты, двери кабины, ограничитель скорости и т.д.).
Таблицы со сроками службы того или иного лифтового оборудования в Правилах нет, а многие владельцы и даже эксплуатирующие организации путают срок службы лифта и срок службы лифтового оборудования. То есть они полагают, что раз по документам срок службы лифта 25 лет, то и его узлы тоже прослужат столько же.
Поэтому эта таблица немного в видоизмененном виде попала в ГОСТ Р 55964-2022 из версии этого стандарта от 2014 года. Она нужна как раз для составления стройных графиков планово-предупредительных ремонтов.
Ниже таблицы имеется сноска о том, что приведенные в ней сведения нужно брать за основу в том случае, если иное не указано в сопроводительной документации, поставляемой с лифтом. Изготовитель вправе указать как меньший срок службы того или иного оборудования по сравнению с табличными данными, так и больший.
Если производитель по каким-либо причинам не обозначил эти сроки, таблица поможет специализированным организациям и владельцам лифтов сориентироваться со временем плановой замены того или иного оборудования, тех или иных комплектующих, не дожидаясь их выхода из строя и предварительно изыскав средства на эти цели.
Решения, принятые на уровне Евразийской экономической комиссии, предполагают переход от лифтовых испытательных лабораторий к органам инспекции. В ГОСТ Р 55964-2022 содержится раздел «Оценка соответствия лифтов в период эксплуатации». Как повлияет на него новая тенденция?
В связи с переходом на органы инспекции разночтения в правовой базе вряд ли возникнут. Во-первых, перестроение на органы инспекции – не быстрый процесс, во-вторых, если органы инспекции будут заниматься теми же видами работ, что и испытательные лаборатории, ничего страшного не произойдет. Виды работ (техническое освидетельствование – частичное, периодическое и полное, обследование лифтов) и их периодичность остаются теми же самыми с той разницей, что проводить их будет не аккредитованная испытательная лаборатория, а аккредитованный орган инспекции.
Когда органы инспекции появятся в лифтовой отрасли, не составит труда внести изменения в стандарт либо дать пояснения к нему.
Полный текст ГОСТ Р 55964-2022 доступен по ссылке
« Предыдущая | Следующая » |
---|