Запчастями из Китая последний год латают практически все. С лифтами выходит не очень. Слишком высока цена поставок комплекстующих из поднебесной.
В России цены на некоторые электронные компоненты для лифтов из Америки и Европы подорожали в 100 раз: с 10-12 долларов до $1800 за микрочип, — сообщает в апрельском номере специализированный журнал «Лифтинформ». Как рассказали 47news производители, в одном аппарате таких чипов может быть от 10 до 15, менять каждый в среднем нужно раз в 12 лет. С учетом новых цен, приходится переходить на китайские комплектующие, но с ними тоже проблемы.
По данным «Коммерсанта», в России около 540 тысяч лифтов. Из-за введенных санкций в прошлом году из страны ушли крупнейшие производители лифтового оборудования: Kone, ThyssenKrupp, Schindler, Otis (активы последнего приобрел российский холдинг S8 Capital, теперь работает под брендом «Метеор Лифт»). В лифтах отечественного производства тоже использовались импортные комплектующие: весной прошлого года, как писал АиФ, производители предупреждали, что запасов хватит на полгода. Случаи простоя из-за поломки импортного оборудования уже есть: в Сосновом Бору, по данным местного «Маяка», власти даже распорядились создать банк запчастей для подъемников, которые часто выходят из строя.
— 1800 долларов, например, через поставщиков сейчас стоят чипы американской компании NXP и ждать 3-4 месяца, — подтвердил разработчик систем управления лифтами компания «Трэнд Центр», Новосибирск Евгений Шоба. — До санкций мы их брали максимум за 12 баксов. Китайский аналог — 40-50 долларов, если закупать партией от тысячи штук. Но китайский микрочип на существующую плату не поставить: не подойдет, нужно менять ее полностью. Это еще несколько сотен тысяч рублей.
Микрочипы вместе с управляющей программой, поясняет Шоба, как мозг кабины. При некорректной работе подъемник становится не предсказуем. Вместо того, чтобы поехать вниз, может отправиться вверх, не закрыть двери при начале движения, изменить скорость. Падение маловероятно: в таких случаях кабину стопорят механические ловители. А там чипов нет.
Есть также трудности с заменой частотных преобразователей (устройство управления электродвигателем лифта, там свои чипы). В России их тоже не производят, стоимость оригинала доходит до 500 тысяч рублей. Срок службы 12,5 лет при правильном обслуживании, а если не следить, то можно менять раз в 3 года. Также часто выходят из строя устройства управления дверями. Оригинальные стоят под 100 тысяч рублей, аналоги — 25-30 тысяч. Но тоже нужно искать, ждать, адаптировать, а жильцы в этом время будут подниматься пешком.
Трудно также найти устройства загрузки кабины, занятости дверного проема, индикации — все это либо полностью импортного производства, либо содержит зарубежные чипы.
Вопрос импортозамещения лифтового оборудования решают в Минпромторге. В Национальном Лифтовом Союзе рассказали, что уже прошло субсидирование по разработке отечественных частотных преобразователей. Пилотный проект должен быть представлен на Международной выставке лифтов в Москве 7-9 июня на ВДНХ.
— Сейчас все переориентировались на Китай, там любые комплектующие производят, причем быстро. Цены приемлемые, хотя курс доллара сказывается. Уже можно не бояться, что по всей России встанут лифты, но с трудностями обслуживающие компании, конечно, сталкиваются, — рассказал исполнительный директор Национального лифтового союза Петр Харламов.
Представитель управляющей компании дома на Кондратьевском проспекте в Петербурге рассказал, что китайское оборудование подошло не очень, лифты периодически ломаются во всех парадных. Пришлось даже закрепить за высоткой отдельного мастера по лифтам, чтобы сидел в офисе УК и мог сразу реагировать на вызовы. Инженер СП «Практика» (занимается обслуживанием лифтов) хорошую оценку комплектующим китайского исполнения не дал: «нет гарантии, что нормально проработают. Поэтому стараемся доставать оригинальное, но это сроки и цена».
С китайскими комплектующими есть и правовая проблема. На действующие в России лифты выпущены сертификаты с перечнем узлов, которые могут в них применяться. Писалось это все еще до санкций (без учета продукции всех новых китайских партнеров), и включенное в них оборудование сейчас почти не достать. Этот вопрос тоже решают в российском правительстве.
В компании «Метеор Лифт» рассказали, что обслуживают подъемники Otis и располагают достаточным количеством оригинальных запчастей (для этого пришлось оперативно перестроить цепочки поставок). Но управляющие компании вправе работать с любой аккредитованной сервисной организацией, где с комплектующими могут быть проблемы.
На фоне проблем с комплектующими многие уже обсуждают возврат к малоскоростным лифтам (такие еще можно встретить в старых домах — у них две скорости). В них нет частотных преобразователей, которые дают плавность хода и остановки, они резко стартуют и замедляются. О комфортной поездке речь не идет, хотя надежней. Есть и минус: существенное увеличение энергозатрат за счет больших пусковых токов при старте. За 25 лет использования такого лифта переплата за электроэнергию доходит до 750 тысяч рублей. Если представить количество подъездов (где может быть по два, а иногда и по три лифта в каждом) — речь о миллиардах. Но еще дороже будут эмоции жителей, например, одной из 25-этажек где-нибудь на севере Петербурга.
« Предыдущая | Следующая » |
---|