Тольяттинцы уже забыли, как в 90-е годы подъемники поджигали, разграбляли и устраивали притоны в машинных помещениях. Сегодня об этом никто не вспоминает.
Отрадно замечать, что второй год подряд в тольяттинских многоэтажках активно ведется комплексная замена лифтов. В конце 2022 года главный инспектор технического надзора Фонда капитального ремонта Самарской области Руслан Халиков сообщил, что в 2023 году в Тольятти планируется заменить почти четыре сотни лифтов и провести ремонт около тысячи единиц лифтового оборудования. Хотя на фоне общих данных эти цифры могут показаться ничтожными. В нашем городе нуждается в капитальном ремонте лифтовое оборудование 1225 многоквартирных домов, из них лифты с истекшим сроком эксплуатации в 443 МКД. В общей сложности в программе значится 2041 лифтовая кабина.
Жилой фонд был построен в весьма сжатые сроки, так что закономерно, что значительная его часть начала ветшать одномоментно, в том числе и лифтовое оборудование. Хотя иногда удивляешься, как подъемники в наших «высотках» вообще проработали по четыре и более десятка лет. Ведь порой горожане обращаются с этим оборудованием просто варварски. В номере «Площади СВОБОДЫ» от 28 мая 1997 года находим публикацию «Битва за лифты» Александра Артемова. Наш коллега описывает истории, когда не просто ломалось дорогостоящее оборудование, которое обеспечивало комфорт жителям многоэтажного дома, но и подвергалась опасности жизнь людей.
Наш коллега пишет, что «озверевшие от постоянного нюхания клея «Момент» подростки» подпалили люк-фонарь и сожгли лифт в четвертом подъезде дома 36 по ул. Автостроителей. Запах на весь подъезд был такой, что даже спустя три недели у каждого входящего свербело в горле. А на бульваре Космонавтов такие же хулиганы чуть не сожгли в лифте женщину – так же подожгли люк-фонарь и ушли. Пока не было сильного тока воздуха, люк просто тлел, но когда в лифт вошла женщина и кабина стала подниматься, на потолке полыхнуло пламя. Расплавленная пластмасса начала капать с потолка. Застрявшая в горящем лифту женщина пыталась потушить огонь кофтой. Но занялись стены. Кабину затянуло едким дымом. Кое-как удалось нажать кнопку вызова диспетчера и позвать на помощь. Благо лифтеры и пожарные прибыли быстро и вызволили из плена перепуганную и обожженную даму.
Вот такие развлечения были у подростков в 1997 году. После этого только рад будешь, что дитятко после школы не шляется по чердакам и подвалам, а сидит, уткнувшись в телефон.
«Площадь СВОБОДЫ» пишет, что машинные помещения облюбовывали компании наркоманов. Выбивали двери, вскрывали замки. Тихо, мимо никто не ходит, от милиции далеко. Здесь и варили, и потребляли. А чтобы посторонние – лифтеры и охотники за цветными металлами – не мешали кайфовать и тусоваться, а может, в приступе гнева, что случается в процессе начинающейся ломки, в хлам разбивали лифтовые машины и другое оборудование, перерезали провода. В стремлении застолбить территорию и отпугнуть навязчивых визитеров, пока «нарики» уходили на добычу дозы, они оставляли не только свой скарб в виде шприцов, бутылок, но и угрожающие послания.
При такой жесткой «эксплуатации» в 90-е годы прошлого века вообще не понятно, как в Тольятти остался хоть один работающий лифт. За это, бесспорно, стоит сказать большое спасибо сотрудникам «Лифтэлектросервиса» – компании, которая в те годы взяла на себя тяжкий груз обслуживания специального оборудования.
Кстати, в моем доме в прошлом году тоже поменяли лифты. Новенькие, серебристые, неспешные. Пиликают, что котики мурлыкают, когда двери перед тобой распахивают. Жаль только, что уже нашелся человек-росомаха, который то ли ключом, то ли своими когтями расцарапал стену лифта. Чего хотел – не понятно. Но думаю, что карму он себе здорово испортил. Ведь каждый, кто теперь спускается-поднимается в этом лифте, недобрым словом поминает дрянного человечишку.
« Предыдущая | Следующая » |
---|