Эксперты НЛС рассказали, когда начинаются проблемы с запчастями у лифтов и снижается безопасность эксплуатации лифтов.
На данный момент в России нет чётких критериев качества обслуживания лифтового хозяйства, сообщил «Московской газете» директор Российского лифтового объединения Пётр Харламов.
На днях в подмосковном Воскресенске лифт с двумя пассажирами упал в шахту, пострадавшие госпитализированы с травмами различной степени тяжести. Представители Национального Лифтового Союза прокомментировали недавнее падение лифта в подмосковном Воскресенске и рассказали о проблемах с их обслуживанием в России.
«Во-первых, лифт не падал – срыв произошёл в конце пути, на первом этаже, и лифт сел на буфер, — рассказал «Московской газете» директор Российского лифтового объединения Пётр Харламов. — Точную причину инцидента может сказать только организация, занимающаяся обслуживанием этого лифта. Либо эту причину установят следственные органы». По словам гендиректора РЛО, на данный момент в России нет чёткого контроля за качеством обслуживания лифтов.
«РЛО давно поднимает этот вопрос, — сказал собеседник издания. — Раньше Ростехнадзор осуществлял контроль за состоянием лифтов. Теперь «регуляторная гильотина» так сработала, что представители ведомства выезжают на место происшествия, только если случилось что-то серьёзное. То есть, Ростехнадзор не проверяет замену лифтов и не принимает новые лифты в новостройках. А здесь необходим контроль государственного надзорного органа. Также работа лифтов, на наш взгляд, должен находиться в компетенции Министерства строительства и ЖКХ. Нужно разрабатывать и расширять критерии качества обслуживания лифтов: раньше они определялись постановлением Правительства РФ №743, но сейчас это постановление тоже попало под «регуляторную гильотину». Поэтому случившееся в Воскресенске – лишний повод напомнить, что у нас в стране должен быть орган госконтроля и надзора в этой сфере. Мы опасаемся, что подобные случаи могут происходить и дальше. Контроль здесь надо ужесточать». При этом сервисные организации, обслуживающие лифты в России, не так хорошо зарабатывают, чтобы говорить о качестве и профессионализме их работы, отметил Пётр Харламов. «Хотя это, конечно, не говорит о том, что они должны относиться к своей работе непрофессионально», — подчеркнул эксперт.
Не приводят ли к сбоям в работе лифтов санкционные проблемы с запчастями?
«Когда начались санкции, мы предполагали, что проблемы с запасными частями будут, — сказал гендиректор РЛО. — Но пока у обслуживающих организаций есть некий запас комплектующих, а каналы поставок переориентировались на Китай. Но надо понимать, что китайские запчасти – не всегда качественные. Лифты российского производства обслуживаются российскими запчастями, но есть и некоторый процент зарубежных: лебёдки, микроэлектроника, а также частотные преобразователи, которые обязательно используются в новом строительстве и при замене лифтов.
Напомним, с 1 марта 2023 года вступили в силу Нормативные акты, которые касаются контроля за безопасной эксплуатацией лифтов в многоквартирных домах и их регистрации после замены или модернизации.
«Лифты «падают» только у журналистов», — подчеркнул заместитель директора АДС «СО «Лифтсервис» Алексей Зоточкин. — Падений лифтов практически не бывает: у лифтовых канатов 12-кратный запас прочности. Когда говорят, что лифт «упал», обычно в этом случае сработало одно или несколько устройств безопасности. Причин у таких происшествий может быть много. Могла некорректно сработать электроника. Мог повлиять температурный режим, жара. Могли быть перебои в электропитании лифта. Главное, что устройство безопасности сработало, и люди остались живы. Это как подушка безопасности в автоаварии: человек остался жив, но мог сломать нос, челюсть и т.д. Лифт – объект повышенной опасности. Если вам кажется, что лифт работает некорректно, им лучше не пользоваться». Если говорить, не касаясь конкретного случая в Воскресенске, управляющие компании часто не доплачивают за обслуживание лифтов, сказал Алексей Зоточкин.
«УК часто кладут часть собранных с жильцов средств на ремонт лифта себе «в карман», — рассказал собеседник. — Нанимают по дешёвке либо неквалифицированный персонал, либо специалиста работать на двойную норму. УК понимают, что им за такие действия ничего не будет. Есть и недобросовестные лифтовые обслуживающие компании, идущие на сделку с УК, имея «в уме», что лифтовое оборудование в результате не будет обслуживаться качественно. Надо отметить федеральные расценки на обслуживание лифтов, ниже которых нельзя опускаться, у нас сейчас вообще отсутствуют, «дна» нет».
По словам Алексея Зоточкина, проблемы с запчастями для лифтов возникают, когда завод-изготовитель прекращает существование, но это не массовое явление.
«Сервисные компании пока справляются, запасы комплектующих есть. Что касается китайских запчастей, их качество бывает разным. В Китае производят и лифты премиум-класса, и «эконом», и «ультра-эконом». Иногда застройщики в целях экономии покупают лифты с плохой «начинкой», и это тоже серьёзная проблема», — добавил замдиректора АДС СО «Лифтсервис».
Фото редакции «Московская газета»
« Предыдущая | Следующая » |
---|