Безопасность лифта зависит не от новизны агрегата, а от сервисного обслуживания

Лифтовые ЧП в последние годы становятся обыденным делом. Минстрой и Ростехнадзор озабочены закупками новых лифтов. А кто и как будет те агрегаты обслуживать – дело десятое.

Если ваш лифт новый, это ещё не значит, что он не оборвётся. 

Недавно в подмосковном Воскресенске случилось очередное ЧП: оборвавшийся лифт с двумя пассажирами упал в шахту. К счастью, обошлось без летальных исходов. Хотя пострадавшим мужчине и женщине, находившимся в кабине, потребовалась медицинская помощь. Примечательно, что речь идёт вовсе не о какой-то ветхой и насквозь прогнившей конструкции. Лифт был введён в эксплуатацию лишь в 2007 году. 

В начале года лифт якобы сорвался в мытищинском ЖК «Ярославский». Комплекс построен группой ПИК, а лифт сделан на заводе МЭЛ, который является её подразделением. Как видно, его продукцией пользуются и другие застройщики. Проблемы с лифтами этого производителя замечены и в новостройках компании «Самолёт». Жители новых корпусов ЖК «Люберцы» в телеграм-каналах публиковали красноречивые видео о работе этих агрегатов. Если верить данному видео, то запускать лифт удавалось только с помощью сильного пинка.

В Минстрое, похоже, проблему предпочитают не замечать. Представители ведомства интересуются только старыми лифтами, нуждающимися в замене.

Озабоченность чиновников объяснима. Замена старых лифтов сулит серьёзные бюджеты. По данным того же Минстроя, в прошлом году в стране прошли аукционы на замену более 14 тыс. лифтов. Общая сумма тендеров составила более 45 млрд рублей. Весной этого года прошли тендеры на замену 4,8 тыс. лифтов на сумму 17,1 млрд рублей. Кто и как будет обслуживать новые лифты за 17 млрд, в Минстрое, похоже, не думают. А зря.

Кто крайний?

По факту происшествия с обрывом лифта в ЖК на улице Верхние Поля в Москве (там пострадал находящийся в лифте 16-летний подросток) прокуратура возбудила уголовное дело по статье об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Ведомство выяснило, что ТСЖ имело договор на обслуживание лифтового оборудования с некоей частной компанией. 

На самом деле «некая частная компания» сегодня стоит за каждым лифтом в стране. По закону управляющая организация обязана заключить договор с сервисной организацией, которая и будет следить за исправной работой лифта. «Раньше Ростехнадзор осуществлял контроль за состоянием лифтов. Теперь «регуляторная гильотина» так сработала, что представители ведомства выезжают на место происшествия, только если случилось что-то серьёзное, – объясняет директор Российского лифтового объединения Пётр Харламов. – То есть Ростехнадзор не проверяет замену лифтов и не принимает новые лифты в новостройках». 

С 1 марта этого года постановлением правительства Ростехнадзору вернули часть функций по контролю. Например, сотрудники ведомства могут нагрянуть в дом с проверкой, посмотреть, как работают лифты и выписать управляющей компании предписание в случае каких-либо нарушений. Впрочем, устранять нарушения предстоит не самой УК (в лифтах её сотрудники ничего не понимают), а сервисной организации, с которой у «управляйки» заключён договор.

«УК кладут часть собранных с жильцов средств на ремонт лифта себе в карман. Нанимают по дешёвке либо неквалифицированный персонал, либо специалиста согласного работать на двойную норму. УК понимают, что им за такие действия ничего не будет, – считает заместитель гендиректора АДС СО «ЛифтСервис» Алексей Зоточкин. – Есть и недобросовестные лифтовые обслуживающие компании, идущие на сделку с УК, имея в уме, что лифтовое оборудование в результате не будет обслуживаться качественно».

Сервис-пустышка

Создавать компанию-пустышку или реально работающую сервисную структуру – остаётся на совести самих предпринимателей. По закону ввод лифтов в эксплуатацию сегодня носит уведомительный порядок. УК должна будет лишь прислать в Ростехнадзор документы на лифт, и в реестре будет сделана запись о его запуске. Гарантии того, что УК не вступила в сговор с сервисной компанией-пустышкой, никакой нет.

По словам участников рынка, чем новее лифт, тем дешевле его обслуживание. При этом стоимость обслуживания лифта «сидит» внутри тарифа за содержание и ремонт, который жители оплачивают управляющей компании. Де-факто получается: чем новее лифт, тем востребованнее у УК услуги именно компании-пустышки. Стоит ли тратиться на серьёзных профессионалов, если агрегат новый и в обслуживании почти не нуждается?

Приструнить зарвавшиеся УК оказывается задачей не из простых. В судах «управляйки» заявляют, что лифт – дело сложное, запчастей не найти, да и вообще, они сделали всё, что смогли. Например, жители Самары жаловались на некачественное обслуживание лифта и требовали возмещения от УК «Стандарт управление» и ООО «Сервис-Лифт». По итогам судебного разбирательства недовольные жители получили лишь компенсацию морального вреда в размере 2 тыс. рублей. В остальном же суд удовлетворился объяснениями управляющих о произведённом перерасчёте платы в размере 133 (!) рублей.

versia.ru