Патриарх вертикального транспорта

Лифт в доме купца Елисеева – поистине шедевр лифтостроения, историческая ценность и уникальный механизм, которому не страшны годы и века.

Шум оживленных улиц остаётся снаружи, когда за вами захлопывается тяжёлая входная дверь. Тишина. Пахнет историей: знаете, этот запах затхлости вперемешку с побелкой? Жёлтые стены и искусная лепнина. А в центре — шедевр конца XIX столетия. Нестандартная круглая шахта старинного лифта, вокруг которой обвивается изысканная лестница.

Панорамные окна и много стекла — вот тренды элементов сооружений XXI века. То, что сейчас обыденность, раньше считалось «писком моды». Например, лифты. Сегодня это просто способ передвижения, но ещё в XX веке подъёмные механизмы долго считали роскошью. Квартиры в домах, где они были установлены, сдавались дороже, а здание-владелец сразу получало престижный статус. Кованые решётки, вензеля, кожаные кабины — изначально лифты создавались как произведения искусства.

Первый пассажирский лифт с паровым механизмом появился в Петербурге в 1890-м году в доходном доме купцов Елисеевых. Там останавливались богатые гости, поэтому никак было не обойтись без столь роскошного подъёмника, да и парадной в целом. Архитектор Гавриил Барановский спроектировал здание таким образом, что туда поместился лифтовый механизм, чем не могли похвастаться другие доходные дома. Однако первый лифт не сохранился, а Барановский при проектировании второго корпуса для Елисеевых учёл все недочёты. Как итог, уникальный круглый подъёмник сохранился до нашего времени.

Предположительно, лифт изготовили на заводе «Ф.Ф. Сан-Галли» (однако достоверного подтверждения этому нет). Но именно там создали знаменитые ворота Зимнего дворца, литьё оград для Троицкого моста, а также первую в мире отопительную батарею. Поэтому вполне возможно, что и этот уникальный лифт сделали на том самом заводе.

До революции лифт имел паровой механизм. Но обслуживание паровой машины обходилось дорого, и она занимала довольно много места. Позже на смену пришло электричество.

Кабину ещё в советское время заменили на обычную коробку. Она довольно вместительная и способна поднять до 180 килограммов. Но шахту изменения не затронули. Она отлита из чугуна, как и перила лестницы, обрамляющей подъёмник. Когда вы зайдёте в парадную, то увидите старенькие пошарпанные двери лифта. Но настоящая красота спрятана выше. Корпус был разделён на полуэтажи, и лифт обслуживал как парадные, так и дворовые квартиры. Именно там и находится искусная работа мастера. К сожалению, из-за случаев вандализма, внизу появился консьерж, а чтобы посмотреть и сфотографировать старинный подъёмник, нужно заплатить 130 рублей.

Несмотря на то, что лифты спрятаны в парадных, они также дополняют исторический облик города. Таких уникальных объектов становится всё меньше, ведь реставрировать старинные подъёмники сложно, дорого и долго. Лифт в Доходном доме Елисеевых уникален ещё и поэтому: сохранился спустя почти два века, пережил войну и советское время, когда другие его «коллеги» были просто разграблены по кусочкам.

vecherka-spb.ru