Проблемы лифтового комплекса растут по вертикали

Сегодня в стране насчитывается около 100 000 изношенных лифтов, и ежегодно эта цифра увеличивается еще на 10 тысяч. В РЛО утверждают, что в России нужно менять 30 тысяч лифтов в год.

Отечественные заводы готовы полностью удовлетворить потребность в подъемниках – вопрос в том, где регионам взять столько денег. Профессиональное сообщество вновь подготовило ряд предложений для ускорения этой работы – в том числе обнуление НДС при замене лифтов по программе капремонта и механизм контрактов жизненного цикла.

«Уехать» от налогов

В России находятся в эксплуатации 550 000 лифтов. Из них около 100 000 (81 500 – в жилом фонде) подъемников уже отработали назначенный срок службы (25 лет) и требуют замены. Ежегодно к этому объему добавляется еще около 10 000 устаревших лифтов. О том, как провести масштабное обновление парка подъемного оборудования в максимально сжатые сроки (а сделать это нужно к 15 февраля 2025 года, согласно требованию Техрегламента Таможенного союза «Безопасность лифтов») – этот вопрос сегодня является одним из главных в отрасли. Участники профессионального сообщества вышли с новыми предложениями, которые планируется внести в дорожную карту по развитию лифтовой отрасли в РФ, разрабатываемую Минпромторгом. Так, предлагается обнулить НДС, составляющий сейчас 20 %, при замене лифтов по программе капремонта жилых домов. По оценкам Общественного совета при Минстрое, это позволит вовлечь в экономический оборот более 100 миллиардов рублей и существенно загрузит заказами лифтовые заводы. В Российском лифтовом объединении уверены – отмена налога поможет ускорить процесс обновления устаревшего подъемного оборудования. Правда, ряд экспертов считают, что такая мера лишит региональные бюджеты серьезной статьи доходов.

Служба по контракту

Другая инициатива лифтовиков – использование механизма контрактов жизненного цикла (КЖЦ) для ускоренной замены лифтов на социально значимых объектах бюджетной сферы. Речь о тех лифтах, которые эксплуатируются в медицинских учреждениях, объектах образования и культуры. По оценкам специалистов, до 2025 года только в бюджетном секторе необходимо заменить около 15 тыс. лифтов. Решить эту задачу поможет механизм КЖЦ, включающих проектирование, поставку, монтаж и сервис в течение срока эксплуатации оборудования. Это обеспечит длительную рассрочку оплаты для заказчиков и качественную безаварийную работу лифтов в соответствии с заданными требованиями.

«Подобный механизм успешно реализуется в Москве при покупке электробусов, вагонов метро, – поясняет генеральный директор Российского лифтового объединения (РЛО) Петр Харламов. – И эту практику можно было бы распространить на лифты: организация, поставившая новый подъемник, продолжает его обслуживать в течение всего жизненного цикла объекта».

Подъем после провала

Что касается жилого фонда, то здесь крайне важно усиливать работу с субъектами РФ. Ведь 40 000 изношенных лифтов еще даже не учтены в программах капитального ремонта. В основном это объекты в домах на спецсчетах, подчеркивают в РЛО. Среди регионов-аутсайдеров, где процент устаревшего подъемного оборудования наиболее высок, – Самарская, Ульяновская, Ярославская, Астраханская области и Удмуртская республика.

«С регионами, которым нужно уделить особое внимание замене лифтов, напрямую ведем работу: выезжаем, встречаемся с руководством субъектов и фондов капремонта, непосредственно доходим до ТСЖ в тех домах, где есть спецсчета», – рассказывает Петр Харламов.

Дополнительной мерой для стимулирования роста объемов замены лифтов в МКД должна стать возможность рассрочки платежа. «Мы разработали такую схему, при которой завод-изготовитель или монтажная/сервисная организация предлагает заказчику рассрочку на 3, 5 или 7 лет. Этот проект уже апробирован в регионах, и теперь его надо повсеместно использовать», – считает руководитель РЛО.

Он напомнил, что после рекордного 2021 года, когда в России удалось заменить 18 399 лифтов, прошлый год стал провальным (9674 лифта). В настоящее время удалось выровнять ситуацию, и по итогам 2023 года планируется даже превзойти показатель 2021-го. В следующем году, по прогнозам РЛО, должны обновить не менее 20 тысяч лифтов, и далее цифру необходимо наращивать. Оптимально было бы менять ежегодно не менее 30 тысяч подъемников, считает Петр Харламов.

Тендеры тормозят работу

Определенную сложность представляет и система госзакупок, которая не позволяет приступить к замене лифтов с начала года. «Приходится ждать, пока пройдут тендеры и будет оформлена вся документация, и в лучшем случае только в конце первого квартала начинается реальная работа. Следовало бы проводить эти аукционы раньше, в начале января», – подчеркивает глава лифтового объединения.

В любом случае заменить все 100 000 лифтов до «дня икс», который наступит в начале 2025 года, пока не представляется возможным. Однажды этот срок уже сдвигали на пять лет, и, очевидно, процедуру придется повторять. Тем более что на финансовую помощь государства в отраслевом сообществе особо не рассчитывают – не та экономическая ситуация в стране. Однако обращаться за помощью в правительство все равно будут – ведь без дополнительной поддержки обновить весь лифтовой парк в регионах вряд ли удастся.   

Лифты – отечественные, детали – китайские

Отечественные заводы способны полностью закрыть потребности регионов в замене старых лифтов. У российских лифтостроителей достаточно мощностей для выпуска нужного объема оборудования в данном сегменте (как правило, это изделия скоростью до 2 м/с и высотой подъема до 30 остановок). Плюс к тому значительную долю рынка занимают белорусские производители. А с уходом из России иностранных компаний освободилась ниша высотного строительства. «Российские производители в основном были сосредоточены на выпуске продукции для замены лифтов в многоэтажках от 9 до 12 этажей. Сейчас наши заводы взялись за разработку высокоскоростных лифтов, и это у них прекрасно получается. Четыре отечественных предприятия уже разработали и поставляют такое оборудование», – сообщил Петр Харламов.

При этом остаются вопросы по компонентам для производства лифтов – некоторые из них в стране не выпускаются, а те детали, которые были приобретены про запас, по данным РЛО, уже все израсходованы. Сегодня микроэлектронику для лифтостроителей везут из Китая. В России уже началась работа по созданию важных комплектующих, в том числе частотного преобразователя, который обеспечивает плавное движение кабины и мягкое открытие-закрытие дверей. Так, компания «Метеор Лифт» (ранее Otis) получила субсидию Минпромторга на разработку этого устройства, которую должна завершить в 2025 году. Однако в профессиональном сообществе надеются, что отечественный образец появится на рынке раньше.

Люди – главный дефицит

Среди других проблем, которые мешают развитию отрасли, – низкие зарплаты работников, занимающихся техническим обслуживанием лифтов, и нехватка профессиональных кадров. «Если в вузах еще готовят специалистов в области подъемно-транспортного оборудования, то учреждения среднего профессионального образования – техникумы и колледжи – сегодня не выпускают кадры для обслуживания лифтов, тех же наладчиков или электромехаников», – поясняет Петр Харламов. Это еще одна «болевая точка», вызывающая беспокойство в отраслевом сообществе.

sectormedia.ru