Лифты становятся зоной риска

Почему мы ездим на раздолбанных лифтах, которые либо просто падают, либо начинают «нападать» на людей, зажимая их дверями? Судя по всему, наши чиновники просто не в состоянии грамотно использовать уже имеющиеся возможности.

В Минпромторге заявляют: «Мощности российских заводов позволяют выпускать более 60 тысяч лифтов в год, что может полностью обеспечить потребность фондов капремонта в новом оборудовании. Но этого не происходит. Почему? В стране через год потребуется заменить более 78 тысяч лифтов. При этом сегодня загрузка российских лифтовых заводов неполная — большая часть предприятий работает вполовину своих мощностей. 

Многие открыто говорят, что эти проблемы вызваны тем, что управляющие компании, собирающие деньги на капитальный ремонт — из них и должно оплачиваться обновление лифтового хозяйства, — просто украли эти деньги. Еще один звоночек о необходимости радикальной реформы нашей системы ЖКХ. 

Так или иначе, но на сегодняшний день почти сотня тысяч лифтов в России работают с истекающим сроком годности — им больше 25 лет. Такие данные озвучили недавно на заседании Общественного совета при Министерстве строительства ЖКХ РФ. 

Как известно, до последнего времени в России устанавливали в основном «чуждые» нам лифты. Разумеется, после введения санкций запчастей не хватает. А попытка заменить недостающие детали итальянского лифта турецкими или китайскими запчастями порой приводит к непредсказуемым последствиям. В итоге на замену 45 тысяч лифтов в России денег собрать не удалось. 

Об угрозе жизни и здоровью граждан в 59 регионах России из-за невключения в региональные программы мероприятий по обновлению более 47 тысяч лифтов с истекающими сроками службы предупредила Генпрокуратура России. Наиболее опасная ситуация сложилась в Чувашии, Удмуртии, на Алтае. Но не надо думать, что риск сорваться в шахту лифта есть только в бедных регионах. В число городов с большим количеством старых лифтов попал и Санкт-Петербург. Там некоторые лифты работают еще с дореволюционных времен.

Откуда взялась цифра 47 тысяч опасных лифтов, когда собственники квартир не набрали денег на оплату замены 45 тысяч лифтов? Дело в том, что часть старых лифтов принадлежит различным организациям и учреждениям. Каждый год к числу лифтов, требующих срочной замены, добавляется примерно 10 тысяч.

В Российском лифтовом объединении (РЛО) предлагают отменить НДС при продаже лифтов, чтобы сократить их стоимость на 18-20%.

В идеале, конечно, чтобы регионы, которым не хватает денег на замену устаревших лифтов, получили по специальной программе от правительства РФ софинансирование. Но сейчас, когда у государства и так большие расходы по всем направлениям, надежды получить такое софинансирование из федерального бюджета мало. Поэтому на площадке Общественного совета при Минстрое Ассоциацией «Российское лифтовое объединение» разработан проект «Ускоренная замена лифтов». Его суть в том, что регионы получат рассрочку платежа от завода-изготовителя или сервисной лифтовой компании. А жильцам дома, собственникам приватизированных квартир, где будет этот лифт обновлен, придется несколько увеличить взнос на капремонт. Согласно идее, сначала производится замена лифта, а после собственники в течение 5-7 лет оплачивают эту услугу своими взносами на капремонт. 

Парадоксальная ситуация: возможности, мощности для того, чтобы решить проблему замены лифтов по всей стране, есть. Но вместо того чтобы организовать корректную и разумную схему для проведения этой работы, чиновники выдумывают какие-то немыслимые схемы и ведут никому не нужные переговоры. Неужели для того, чтобы люди могли безопасно передвигаться в лифтах, в дело должен вмешаться президент? Очень на это похоже…

mirnov.ru