В Новосибирске УК «СпасДом» принуждает жильцов согласиться на повышение тарифов ради ремонта лифтов.
Жители многоэтажного дома №118/6 по улице Кропоткина с начала года конфликтуют с управляющей компанией за тарифы на услуги. Поломку лифтов в двух подъездах компания обещает устранить только после утверждения новых тарифов.
Светлана, жительница одного из подъездов, в котором с начала июня не работает лифт, рассказала о том, что управляющая компания прямо поставила условия: как только жильцы подпишут договор на обслуживание с тарифом по 24 рубля за квадратный метр – все сразу будет починено. А если нет – пусть все ходят пешком.
«В подъездах, – говорит старший по дому Валерий Зверев. – однушек нет. Есть двух- и трехкомнатные. Посчитайте сами, сколько там квадратов и во сколько этот тариф обойдется».
Противостояние началось несколько месяцев назад после судебной тяжбы между УК «СпасДом» и жильцами дома на Кропоткина, которых представлял Зверев. Истцом выступила управляющая компания, но в ходе разбирательства вскрылись кое-какие подробности.
«Я отказался платить на основании протоколов собрания жильцов, утвердивших тариф, поскольку они подделаны. И тогда «СпасДом» подал на меня за это в суд, – продолжает Зверев. – И тут выяснилось кое-что интересное: у них не оказалось договора на управления имуществом с жильцами – только с муниципалитетом. Но муниципальных квартир у нас всего 10 из 288».
Оригинал протокола, по его словам, УК так и не предоставила – только копию.
Дальше оказалось, что некоторые люди, чьи голоса были указаны «за» либо не помнят, когда вообще было голосование, либо категорически против такого тарифа. Некоторые заявили, что их не было в городе в день голосования.
Один из жильцов, представившийся Андреем, рассказал, что к нему подошла представительница «СпасДома», спросила, есть ли у него претензии к работе УК, что-то записала и протянула лист на подпись. Он и подписал – как оказалось, подписал протокол собрания, которого не было. Об этом он и рассказал на суде.
На вопрос судьи о том, где оригиналы бюллетеней, директор правобережного отделения «СпасДома», по словам Валерия Зверева, ответил, что «они утеряны».
Закончилось все тем, что суд отменил протоколы с тарифом 19,30 с квадратного метра (именно он был выставлен тем спорным собранием) и УК вынуждена была использовать другой – 12,12 рублей. И провести перерасчет всем, кто платил по повышенному тарифу – по словам Валерия Зверева, к ним пошли заявления в досудебном порядке.
«Именно это, как я понимаю, их и взбесило», – резюмирует он.
Лифтовая война
7 мая в третьем подъезде сломался лифт. Составленный в тот же день акт выявил поломку – неисправный редуктор лебедки главного привода. Капитальный ремонт этой детали, по оценке подрядной организации, компании «ОбьЛифт», стоит 36 тысяч рублей.
Найти эту сумму за два месяца так и не удалось – лифт по-прежнему стоит.
А ровно через месяц сломался еще один лифт, уже в первом подъезде.
«6 июня я спокойно спустилась на нем, поехала на работу – никаких поломок, все отлично работает, – вспоминает Светлана. – Возвращаюсь – не работает. Говорят, тросы порвались. Как такое возможно? Им десяти лет еще нет!»
Ее можно понять – она живет на восьмом этаже. И знает нескольких маломобильных горожан, которые с поломкой лифта утратили способность просто выйти на улицу. «По соседству со мной живут владельцы собак, одна из которых боится спускаться по лестницам. Соседка с 9 этажа не может даже прививку ребенку поставить», – рассказывает Светлана.
Валерий Зверев тоже вспоминает: «Дедушка-инвалид на шестом этаже живет, он с мая не может вообще на улицу выйти. И на восьмом тоже живут старики. Это уже не просто издевательство, это угроза жизни».
Помимо того, что без лифтов не все могут из дома выйти, кое-кто не может туда войти. Например, по словам Светланы, в их подъезд на верхние этажи не может попасть уборщица: «Тараканы по подъезду просто полчищами ходят. А эти требуют: повышайте и все тут».
Починить лифты за счет фонда капремонта не удалось. «Предложенный вариант оплаты за ремонт лифтового оборудования из средств специального счета капитального ремонта не представляется возможным», – ответила УК, на запрос жильцов сославшись на то, что это допустимо только при условии полной замены всего лифта, отработавшего назначенный срок в 25 лет, либо не отработавший, но по заключению экспертизы и желанию собственников.
Не удалось им и договориться с «ОбьЛифтом» напрямую: когда жильцы предложили собрать эти 36 тысяч самостоятельно, руководство компании, по словам Валерия Зверева, ответило, что работает только со «СпасДомом» и не хочет рисковать разрывом контракта с ними. Контракт подобные «подработки» прямо запрещает – только через управляющую компанию.
Сама УК на предложение оплаты ремонта за счет жильцов, запросила «источники дохода в письменном виде», на что Зверев ответил отказом.
Могут ли они так поступать?
Жильцы дома №118/6 уже обращались куда только могли: в прокуратуру, в УВД, в ГЖИ, в горсовет и в Заксобрание. И везде, по словам Валерия Зверева, они получали «только консультативную помощь».
Имеет ли право УК затягивать ремонт лифта?
С точки зрения буквы закона – да, имеет.
Новый «лифтовой» ГОСТ, принятый в начале 2023 года, который должен был ускорить ремонтные работы, привел к обратному эффекту. Пункты 3.10 и 3.11 посвящены «ремонту» и «капитальному ремонту» лифтов – если первый, согласно статье 7.5.3 того же ГОСТа, должен быть совершен в течение суток (и никак иначе), то второй от этого ограничения освобожден. При этом четкого определения работ, которые могут быть отнесены к капитальному ремонту, упоминается лишь о том, что это устранение дефектов, препятствующих работе лифта. То есть под капремонт, теоретически, можно подтянуть что угодно, избавившись от жестких сроков.
Валерий Зверев тоже относится к новому ГОСТу без особого одобрения: «Эту поправку с быстрым устранением наверняка кто-то пролоббировал».
Однако кое-где поправка работает – когда в начале июля в злополучном доме сломался еще один лифт, жильцы сразу подумали, что это снова надолго. Но в этот раз тревога оказалась ложной – поломку устранили быстро. А первый и третий подъезды так до сих пор пешком и ходят.
«На днях заходил в четвертый подъезд кто-то – и интересовался, работает у нас лифт или нет, – вспоминает Светлана. – Теперь не знаем, чего и ждать».
Условия мира
В конце июня УК предложила жильцам провести общее собрание. Главный вопрос на нем – утверждения перечня работ и услуг по содержанию общего имущества и размера ежемесячной платы (те самые 24 рубля). И отдельно указывается: «В том числе с включением статьи непредвиденного ремонта лифтового оборудования».
«Я полагаю, что сотрудники УК прекрасно осознаю нереальность проведения срочного общего собрания в дачно-отпускном периоде», – комментирует это предложение Валерий Зверев.
Собрание провести не удалось: «Собственники помещений в МКД по улице Кропоткина, 118/6 отказываются, не принимают участие в собраниях, кворумы отсутствуют» – констатирует директор «СпасДома» Евгений Малай. В связи с этим УК разместила в системе ГИС ЖКХ сообщение о собрании собственников в заочной форме – до 12 августа.
«В одном из пунктов так и написано – если на предложение УК не будет отказа, оно будет считаться автоматически принятым», – отмечает Валерий Зверев.
« Предыдущая | Следующая » |
---|