Отсутствие должного контроля и много чего еще

В России стали чаще падать и ломаться лифты. Они убивают и калечат людей. Из 600 тыс. лифтов около 60 тыс. отслужили свой предельный срок — 25 лет. Эксперты опасаются, что будет только хуже: нет денег на замену лифтов и запчастей, нет полноценного госконтроля.

По данным Национального лифтового союза (НЛС), только за первую половину 2024 года в стране из-за ЧП с подъёмниками уже погибли 7 человек, 19 получили травмы различной степени тяжести. За прошлый год погибло 13 человек, пострадало 38.В Воронеже только что рухнул пассажирский лифт в новом ЖК бизнес-класса «Европейский». По данным телеграм-канала SHOT, авария состояла из двух событий, разнесённых во времени на 20 минут. Сначала лифт начал подъём с открытыми дверями ещё в тот момент, когда из него выходил приехавший по вызову жильцов курьер. Парню невероятно повезло: подобный сценарий отлично знаком специалистам, занимающимся вопросами эксплуатации лифтов. В этой среде у него даже есть своё определение — «ножницы». По их словам, это самая опасная аварийная ситуация, которая в разы чаще остальных приводит к тяжёлым увечьям и даже гибели пассажиров. Если не успеть вовремя выйти или хотя бы отскочить обратно в кабину, движущиеся относительно друг друга лифт и проём шахты просто разрезают бедолагу пополам. Месяц назад, 19 июня, упал лифт в жилом доме, расположенном практически в центре Москвы — на Земляном Валу. Пострадал один человек. Следственный комитет ведёт проверку в рамках статей 143 УК РФ (нарушение требований охраны труда) и 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ).

Пару месяцев назад произошёл и вовсе страшный случай: лифт с 13(!) пассажирами сорвался с восьмого этажа высотки в Пушкинском районе в Санкт-Петербурге. У системы оборвался трос, остановить тяжело нагруженную кабину специальные устройства-«ловители» не смогли, и та долетела до самого дна шахты. Трём пассажирам потребовалась срочная госпитализация.

И это только резонансные случаи за несколько последних месяцев. Лишь кажется, что аварии с лифтами случаются редко. Просто не все они попадают в поле внимания СМИ.

Почему лифты падают и кто контролирует эту сферу

Если смотреть данные статистики аварийности лифтов по годам, можно заметить, что её рост пришёлся на 2013–2014 годы — после того, как государство вняло призывам «перестать кошмарить бизнес» и пошло ему навстречу: разбюрократизировало процессы проектирования, строительства, установки и обслуживания лифтов.

В 2012–2013 годах власти провели реформу технического регулирования, попытавшись внедрить европейскую систему надзора, европейские технические регламенты. Началось с того, что лифты были выведены из категории «опасных производственных объектов». На специализированных сайтах в то время появились настойчивые призывы к собственникам подъёмников снимать их с регистрации в Ростехнадзоре ради экономии на проверках и штрафах. Таким образом, надзорный орган практически на годы устранился от участия в вопросах безопасной эксплуатации лифтов в России.

Если нет контроля, бизнесмены и частные управляющие компании экономят на правильном монтаже и обслуживании лифтов.

— В подавляющем большинстве случаев причиной аварий является некачественное обслуживание лифтов, — говорит первый вице-президент НЛС Алексей Захаров. — Оно может происходить из желания обслуживающей организации получить лишний заказ и дальнейшей экономии на соответствующих работах. Экономят буквально на всём: либо не выполняют ряд работ, либо выполняют их при помощи неквалифицированного персонала, используют некачественные запчасти, сокращают регламентные работы. Всё это легче проворачивать в отсутствие должного контроля со стороны государства.

У крупнейшего застройщика (группа компаний «ПИК») техногенные аварии с лифтами происходят регулярно. Так, в январе 2022 года в ЖК «Парковый квартал» от ПИК загорелась кабина лифта, которая впоследствии рухнула в подвал. В доме ГК «ПИК» в Балашихе лифт упал с 15-го этажа, когда внутри находились четверо взрослых и ребёнок, чудом никто не погиб. В столичной новостройке по Ярцевской улице лифт застрял на 40 минут с врачами и женщиной, у которой был инсульт, она скончалась. В Сети пишут, что в ЖК Green Park был установлен рекорд: лифты якобы ломались полторы тысячи раз за пять месяцев.

По факту за последствия аварий отвечает только стрелочник — механик, за которым формально закреплён лифт. Он получает срок, но порочный круг при этом не размыкается. Владелец лифта, действиям или бездействию которого в былое время мог дать оценку надзорный орган, уходит от наказания. Так закончилась трагическая история в элитном московском ЖК «Алые паруса», где в лифте погибла дочь знаменитого советского телеведущего Евгения Кочергина. Жильцы дорогостоящего жилья жаловались на работу лифтов практически с момента сдачи корпусов ЖК в эксплуатацию, однако никаких мер для их остановки, обследования и ремонта, как тогда писали СМИ, не предпринималось.

Именно поэтому было принято решение восстановить полномочия Ростехнадзора, это произойдёт уже с 1 сентября этого года. Впрочем, резко ситуацию с обслуживанием лифтов это вряд ли исправит, ведь лифтовое хозяйство России сейчас находится не в лучшем состоянии.

Много старых и опасных

— По нашим наблюдениям, суммарно в год из-за аварий с лифтами страдают от 60 до 80 человек, — рассказывает Life.ru первый вице-президент НЛС Алексей Захаров. — В последнее время наметилась тенденция к снижению, так как лифты становятся более высокотехнологичными. Однако есть же ещё старый фонд. И он просто огромный. Там много проблем.

Сегодня в России в жилых и нежилых домах, на промышленных площадках десятки, а то и сотни раз в день полируют шахты более 547 тысяч лифтов. Каждый год к ним добавляются сотни новых.

В начале года на правительственном часе с участием министра строительства и ЖКХ Ирека Файзуллина директор подведомственного Минстрою Фонда развития территорий (ФРТ) Ильшат Шагиахметов озвучил по-настоящему страшное: в России почти из 600 тысяч лифтов 57 тысяч находятся «за гранью порогового предельного срока эксплуатации 25 лет», срок эксплуатации ещё порядка 20 тысяч «приближается к завершению».

А по словам первого зампреда Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Владимира Городецкого, каждый пятый лифт из общего числа состоящих на учёте в России нуждается в замене. Каждый пятый — это около 100 тысяч подъёмников, при этом из них, по словам сенатора, 63 тысячи «не обеспечены финансированием».

Сколько стоит лифт

На том же заседании верхней палаты из-за лифтов почти случился скандал. Выяснилось, что на исправление ситуации срочно требуется около 200 миллиардов рублей. Ответ, откуда их взять и как быстро, неприятно удивил спикера СФ Валентину Матвиенко, которая жёстко отчитала Минстрой и ФРТ.

Для поддержания работоспособности лифтового хозяйства региональные власти в России собирают взнос с владельцев квартир жилых домов, который должен быть потрачен на замену устаревших лифтов. Собираемость его, как говорят эксперты, неплохая, 96–97%, однако достаточный уровень установлен всего в нескольких регионах страны. Таким образом, даже при прилежной оплате жильцами будущей замены своего домового лифта этой суммы не хватает на его покупку и проведение работ.

В последние годы ситуация усугубляется внешнеполитической обстановкой (санкционный режим, нарушение деловых связей с поставщиками оборудования и материалов), инфляцией и следующим за ней увеличением расходов на логистику, производство работ, покупку запчастей и так далее. Раньше при расчётах исходили из стоимости нового лифта в районе 1,9–2,3 миллиона рублей. Сейчас же его стоимость с установкой выросла до трёх с половиной миллионов. Теперь это забота Владимира Городецкого, которому по итогам заседания в Совете Федерации и было поручено взять на контроль вопрос с ремонтом лифтов.

Опрошенные Life.ru эксперты склоняются к тому, что в этих условиях стоит ожидать продления сроков эксплуатации устаревших лифтов. В регионах жители многоэтажек продолжат рисковать.

Кто делит рынок лифтов в России

Сегодняшний рынок лифтов выглядит примерно так: в 2024 году 67% российских шахт заполнены подъёмниками отечественных производителей, с 2022 года их доля выросла в том числе за счёт ухода с рынка лидера отрасли — компании OTIS. Она продала все свои российские активы многопрофильному холдингу S8 Capital, с 2023 года вся продукция производится под брендом Метеор Лифт.

life.ru