Эксперты утверждают, что ветшание лифтов в ближайшем будущем ускорится вдвое, а потому их замену также нужно ускорить.
Сейчас уже отработали назначенный срок службы более 75 тысяч лифтов, говорит гендиректор Ассоциации «Российское лифтовое объединение» (РЛО), ответственный секретарь Комиссии по лифтовому хозяйству Общественного совета при Минстрое Петр Харламов. При этом часть по разным причинам часть лифтов еще не подсчитана, то есть реальная цифра еще больше. Ежегодно срок службы выходит еще у 10 тыс. лифтов. А через 2-3 года этот прирост удвоится — каждый год будет выходить из строя по 20 тыс. подъемников. Это связано с тем, что после спада 1990-х в нулевых активизировалось строительство. И подойдет финал срока службы (25 лет) в новостройках тех лет.
За 2023 год удалось поменять около 19 тыс. лифтов. Это вдвое больше, чем в 2022 году. За 8 месяцев 2024 года уже проведены аукционы на замену 11 491 лифта, то есть по итогам года велики шансы выйти на прошлогодние показатели.
Однако заменить 75 тыс. лифтов к февралю 2025 года, как это предписано техрегламентом Таможенного союза о безопасности лифтов, шансов уже нет.
Как рассказывала в интервью «Российской газете» в декабре прошлого года исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капремонта (АРОКР) Анна Мамонова, власти обсуждают вариант продления этого срока на пять лет.
«Вопрос продления срока использования лифтов находится на стадии обсуждения, решение ещё не принято», — сообщили в Ростехнадзоре.
Замена лифта стоит около 3 млн руб., в некоторых регионах достигает уже 5 млн, говорит Харламов. В эту сумму входит и цена самого лифтового оборудования, и стоимость работ по демонтажу старого и монтажу нового оборудования. Это большие деньги. Особенно сложная ситуация с домами, которые копят на капремонт на спецсчетах. Если для домов, которые ремонтируют через фонды капремонта («общий котел»), можно найти средства на лифты за счет новых домов, то домам со спецсчетами деньги взять неоткуда.
Поэтому сейчас и власти, и сами лифтовики ищут какие-то финансовые механизмы, которые могли бы ускорить обновление лифтов. РЛО и Национальный лифтовый союз разработали и успешно реализуют в регионах программу ускоренной замены лифтов через рассрочку платежа на 5-7 лет, говорит Харламов. В первую очередь, это направлено на дома со спецсчетами. Второе направление — выпуск и размещение облигаций для привлечения внебюджетных средств на замену лифтов.
Не хотелось бы, чтобы срок замены лифтов просто перенесли, как это уже было пять лет назад, отмечает Харламов. Нужно ускорять процесс.
Профильные министерства Минстрой, Минфин, Минпромторг — давно уже обсуждают «дорожную карту», направленную на решение проблемы ускоренной замены лифтов, говорит Светлана Разворотнева. Пока наиболее реалистичное предложение — замена лифтов на средства инфраструктурных кредитов.
Как рассказывал в интервью «Российской газете» гендиректор Фонда развития территорий Ильшат Шагиахметов, предложен новый источник средств для замены лифтов: у регионов будет возможность списать бюджетные кредиты, если они направят деньги на замену лифтов.
«Но, по оценкам экспертов, этот инструмент не сработает, — отмечает Разворотнева. — Потому что, во-первых, эти деньги у регионов физически отсутствуют. Во-вторых, потратить их можно по нынешним условиям только на проекты, которые будут окупаемыми, а лифты к таковым не относятся. И третье — есть целый ряд регионов, которые не брали кредиты вообще, например, Алтайский край. И они окажутся, конечно, в неравноправном положении с теми регионами, которые этих кредитов взяли достаточно много».
Сейчас также разработана схема на основе опыта Свердловской области, говорит Разворотнева. По сути та же рассрочка, но с частичным софинансированием со стороны региона.
«Предлагается распространить этот механизм на всю страну, — говорит депутат. — Предусмотреть, что будет небольшая часть федерального финансирования, часть регионального финансирования, деньги собственников и рассрочка. Есть расчеты, что в трехлетний бюджет необходимо на эти цели заложить 22,6 млрд рублей».
Однако вероятность того, что эти деньги в бюджете все-таки предусмотрят — достаточно низкая, отмечает он. Между тем, эти вложения дали бы в том числе экономический эффект — если лифтовая отрасль будет развиваться, будет расти загрузка заводов, то увеличатся налоговые поступления в бюджет. То есть, говорит Разворотнева, на самом деле это даже не расходы бюджета, а, скорее, инвестиции.
« Предыдущая | Следующая » |
---|