Как сделать перерасчет платы за поломанный лифт

Как добиться возврата платы за неработающий лифт, если законом перерасчёт не предусмотрен, рассказывает юрист по ЖКХ Евгения Юнисова.

Если лифт подолгу простаивает, управляющая компания обязана вернуть уплаченные за его обслуживание деньги. Как этого добиться, в интервью рассказала руководитель НП «Управдом», юрист Евгения Юнисова. 

«К сожалению, у нас на сегодняшний день жёсткой обязанности управляющей организации автоматически делать перерасчёт нет, такого не зафиксировано», — предупредила она.

Тем не менее УК обязана компенсировать жильцам простой лифта. Но технически перерасчёт сделать сложно. «Потому что плата за содержание лифта входит в число других услуг, составляющих содержание жилого помещения. И, соответственно, отсутствие одной из этих услуг не влечёт снижения оплаты полностью за услуги по содержанию — там есть другие позиции, которые должны быть оплачены, такие как обслуживание конструкции, санитарная уборка и так далее», — объяснила юрист.

И всё же добиться справедливости, если лифт не работает, возможно. 

«Нужно обязательно обратиться в управляющую организацию или в расчётный центр, который осуществляет начисления, с заявлением о снижении размера платы в связи с отсутствием такого вида услуги, — посоветовала она. — Это делается по заявлению. И в заявлении должно быть приложено подтверждение: либо акт, который выдала управляющая организация (нужно потребовать составления такого акта), либо такое подтверждение может быть составлено с участием соседей — акт, подписанный как минимум двумя потребителями».

Продолжительность работ по плановой замене лифта также не регламентируется, добавила Юнисова. Но и в этом случае взимание платы за него должно быть приостановлено.

«Если бы у нас была графа в квитанции «услуга пользования лифтом», но такой строчки в квитанции нет — это составляющая платы за содержание помещения, в которое входит множество услуг. Это многокомпонентная услуга. Соответственно, фиксировать отсутствие этой услуги довольно сложно. И это должна делать управляющая организация, исходя из своих профессиональных обязанностей. Это профессиональный участник рынка этих услуг. Эта деятельность управляющей организации лицензирована, существует лицензионный контроль. Но, к сожалению, в большинстве своём мы сталкиваемся с тем, что многие управляющие компании достаточно небрежно к этим обязанностям относятся», — посетовала эксперт.

Отстоять свои права жители многоквартирных домов могут в суде.

Но мало кто на это готов: «Суд — это накладно, дорого и долго, занимает много времени, усилий. Соответственно, потребителям легче махнуть рукой, чем чего-то добиваться».

Коммунальщики зачастую пользуются этим, в результате жильцы остаются незащищённой стороной, заключила глава «Управдома».

pravda.ru